Конспект урока Информационные процессы Обработка информации 8 класс

Конспект урока Информационные процессы Обработка информации (8 класс, урок 6, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке ученики знакомятся с понятием информационного процесса — обработка информации.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;
личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

Решаемые учебные задачи:
1) закрепить навыки определения информационного веса символа произвольного алфавита и информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов;
2) познакомить учащихся с понятием информационного процесса;
3) рассмотреть примеры сбора информации как информационного процесса;
4) рассмотреть разные типы и способы обработки информации.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— информационные процессы;
— информационная деятельность;
— сбор информации;
— обработка информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Информационные процессы. Обработка информации»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) анимация — тренажер «Интерактивный задачник. Измерение информации»;
2) анимация «Информация в человеческом обществе»;
3) анимация «Создание информации»;
4) анимация «Понятность информации».

Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение. Проверка д/з (10 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам 1-3, 5 к §1.4;
2) проверка выполнения домашнего задания в РТ (№ 42, 46, 47, 49, 50, 54);
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
4) работа с интерактивным задачником (раздел «Измерение информации») в режиме «Контроль».

3. Изучение нового материала (22 минуты)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Информационные процессы. Обработка информации».
1 слайд – название презентации;
2 слайд – ключевые слова;
— информационные процессы
— информационная деятельность
— сбор информации
— обработка информации
— хранение информации, носитель информации
— передача информации, источник, канал связи, приёмник
3 слайд – понятие информационного процесса;
Информационными процессами называют процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.
Основные информационные процессы: сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Информационной деятельностью человека называют деятельность, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации.

Просмотр и обсуждение анимации «Информация в человеческом обществе»

4 слайд – сбор информации;
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. (примеры сбора информации)

Просмотр и обсуждение анимации «Создание информации»

5 слайд – схема Обработка информации;

Просмотр и обсуждение анимации «Понятность информации»

6 слайд – задача (логическое рассуждение),
Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
Победитель по информатике учит Аню и Сашу работать на компьютере;
Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
Саша всегда побаивался физики;
Лена, Саша и победитель по литературе занимаются плаванием;
Саша и Лена поздравили победителя по математике;
Аня сожалеет, что у нее мало времени на литературу.
Ответ: Аня-математика, Саша-география, Лена-физика, Вася-литература, Миша-информатика.
7 слайд – самое главное.
— Информационные процессы – это процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.
— Со сбора информации начинается решение любой задачи.
— Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Далее с учениками следует обсудить задачу сбора информации о своей школе, например, для подготовки информационного листка. Следует обсудить вопросы о том, какую именно информацию нужно собрать (год основания, страницы истории, количество учеников, информация о выпускниках школы, о достижениях учеников школы и т.д.), где ее можно найти (у кого получить), каким образом можно зафиксировать найденную информацию (текст, рисунок, схема, фотография, аудиозапись, видеозапись).

При наличии времени на этой основе можно организовать проект «Виртуальные информационные стенды».

4. Практическая часть. Решение задач (10 минут)
Выполнить задания № 56, 57, 59 в РТ.
8 слайд – вопросы и задания, РТ №56, №59.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (2 минуты)
9 слайд – опорный конспект;
10 слайд – Д/з.

Домашнее задание.
§1.5 (п. 1, 2, 3), вопросы и задания 1-8 к параграфу;
РТ: №56, 58, 60.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «Информационные процессы. Обработка информации»,
— анимация — тренажер «Интерактивный задачник. Измерение информации»,
— анимация «Информация в человеческом обществе»,
— анимация «Создание информации»,
— анимация «Понятность информации».

Скачать (4 МБ, rar): Конспект урока Информационные процессы Обработка информации 8 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =