Конспект урока Графические информационные модели 9 класс

Конспект урока Графические информационные модели (9 класс 1 часть, урок 16, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит рассмотрение примеров использования графов как разновидности информационных моделей.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей;
метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.

Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях;
2) рассмотрение примеров использования графов как разновидности информационных моделей.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Графические информационные модели»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) интерактивный задачник, раздел «Графические модели»;
2) инструмент разработки и анализа родословных «Живая Родословная».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (6 минут)
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ №68, 69, 70;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
3) демонстрация нескольких ученических презентаций (при их наличии):
— «Разнообразие моделей, изучаемых в школе»,
— «Примеры использования компьютерных моделей».

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается по материалам учебника в сопровождении презентации «Графические информационные модели».

1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— схема
— карта
— чертёж
— график
— диаграмма
— граф
— сеть
— дерево
3 слайд — многообразие графических информационных моделей (схема);
4 слайд — примеры схем;
Схемы в физике.
Схемы в истории.
Схемы в биологии.
Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.
5 слайд — географическая карта Евразии;
Уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений даёт нам географическая карта.
6 слайд — чертеж детали;
Чертёж — условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования. Чертёж содержит изображения, размерные числа, текст. Изображения дают представления о геометрической форме объекта, числа — о величине объекта и его частей, надписи — о названии, масштабе, в котором выполнены изображения.
7 слайд — график описания движения;
График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
8 слайд — диаграмма;
Средняя разница между минимальной и максимальной ставкой (разы).
Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.
9 слайд — графы;
Если объекты некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними — линиями, то мы получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа.
Граф состоит из вершин, связанных линиями — рёбрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д.
Объекты представляются как вершины графа, а связи – как его рёбра.
10 слайд — взвешенный граф;
Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией — весами вершин или рёбер.
Протяжённость дорог в километрах.
11 слайд — сеть и дерево;
Граф с циклом называется сетью. Если героев некоторого литературного произведения представить вершинами графа, а существующие между ними связи изобразить рёбрами, то мы получим граф, называемый семантической сетью.
Цепь – путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза.
Цикл — цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.
Сеть — граф с циклом.
Дерево – это граф, в котором нет циклов.
Дерево — это граф, в котором нет циклов, т. е. в нём нельзя из некоторой вершины пройти по нескольким различным рёбрам и вернуться в ту же вершину. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь.
12 слайд — генеалогическое древо;
Родословная А.В. Суворова.
Родственные связи между членами семьи удобно изображать с помощью графа, называемого генеалогическим или родословным деревом.
13 слайд — использование графов при решении задач;
Графы удобно использовать при решении некоторых классов задач.
Сколько существует трёхзначных чисел, состоящих из цифр 1 и 2? (дерево для решения задачи).
Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их количество. В этом случае рассуждать нужно так: в разряде сотен может быть любая из цифр 1 и 2, в разряде десятков — те лее два варианта, в разряде единиц — те же два варианта. Следовательно, число различных вариантов: 2-2-2 = 8.
В общем случае, если известно количество возможных вариантов выбора на каждом шаге построения графа, то для вычисления общего количества вариантов нужно все эти числа перемножить.
14 слайд — граф задачи о переправе;
На берегу реки стоит крестьянин (К) с лодкой, а рядом с ним — собака (С), лиса (Л) и гусь (Г). Крестьянин должен переправиться сам и перевезти собаку, лису и гуся на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только собака, либо только лиса, либо только гусь. Оставлять же собаку с лисой или лису с гусем без присмотра нельзя — собака представляет опасность для лисы, а лиса — для гуся. Как крестьянин должен организовать переправу?

Работа во фронтальном режиме с интерактивным задачником, раздел «Графические модели» в режиме «Тренировка».

15 слайд — самое главное.
— В графических информационных моделях для наглядного отображения объектов используются условные графические изображения, дополняемые числами, символами и текстами: схемы, карты, чертежи, графики и диаграммы, графы.
— Граф состоит из вершин, связанных линиями — рёбрами.
— У взвешенного графа вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией — весами вершин (рёбер).
— Цепь – это путь по вершинам и рёбрам графа, в который любое ребро графа входит не более одного раза.
— Цикл — цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.
— Сеть — граф с циклом.
— Дерево — граф иерархической системы. Между любыми двумя вершинами дерева существует единственный путь.

Вопросы и задания
16 слайд – вопросы и задания.
Вопросы 1-11 к параграфу 2.3

4. Практическая часть. (15 минут)
В практической части урока учащиеся знакомятся с инструментом разработки и анализа родословных «Живая Родословная».

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
17 слайд – опорный конспект;
18 слайд – Д/з.

Домашнее задание.
§2.3, вопросы и задания № 1–4, 7, 11 к параграфу;
РТ: № 75, 76, 78, 80.
Дополнительное задание: № 82 или № 83 в РТ.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Графические информационные модели»,
— интерактивный задачник, раздел «Графические модели».

Скачать (987 КБ, rar): Конспект урока Графические информационные модели 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 6 =