Конспект урока Основные компоненты компьютера 8 класс

Конспект урока Основные компоненты компьютера (8 класс, урок 10, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит обобщение представлений об основных устройствах компьютера.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях;
метапредметные – обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники.

Решаемые учебные задачи:
1) разъяснение сущности компьютера как универсального, электронного, программно-управляемого устройства;
2) обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером;
3) рассмотрение основных характеристик компьютера;
4) рассмотрение схемы информационных потоков в компьютере.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— компьютер;
— процессор;
— память;
— устройства ввода информации;
— устройства вывода информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Основные компоненты компьютера и их функции»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) анимация «Компьютер и его назначение»;
2) анимация «Типы компьютеров»;
3) анимация «Архитектура и структура компьютера»;
4) анимация «Микропроцессор»;
5) анимация «Разновидности внутренней памяти»;
6) анимация «Оперативная память»;
7) анимация «ПЗУ»;
8) программа-тренажер «Устройство компьютера-1».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Изучение нового материала (25 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Основные компоненты компьютера и их функции».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— компьютер
— процессор
— память
— устройства ввода информации
— устройства вывода информации
3 слайд — компьютер;
Современный компьютер — универсальное электронное программно-управляемое устройство для работы с информацией.
Универсальным устройством компьютер называют потому, что может применяться для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности.

Просмотр и обсуждение анимации «Компьютер и его назначение»

4 слайд — компьютер (таблица);
Компьютеры могут обрабатывать разные виды информации: числа, текст, изображения, звуки.
Информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода.
5 слайд — программный принцип работы компьютера;
Обработку данных компьютер проводит в соответствии с программой – последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.
Программно-управляемым устройством компьютер называется потому, что его работа осуществляется под управлением установленных на нём программ.
6 слайд — разнообразие современных компьютеров;
Любой компьютер состоит из процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации.

Просмотр и обсуждение анимации «Типы компьютеров»
Просмотр и обсуждение анимации «Архитектура и структура компьютера»

7 слайд — устройства компьютера и их функции (схема);
Функции, выполняемые устройствами компьютера, подобны функциям мыслящего человека).
8 слайд — схема информационных потоков;
Процессор
Центральным устройством компьютера является процессор. Он организует приём данных, считывание из памяти очередной команды, её анализ и выполнение, а также отправку результатов работы на требуемое устройство. Основными характеристиками процессора являются его тактовая частота и разрядность.
Процессор обрабатывает поступающие к нему электрические сигналы (импульсы). Промежуток времени между двумя последовательными электрическими импульсами называется тактом. На выполнение процессором каждой операции выделяется определённое количество тактов.
Тактовая частота процессора равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц) — миллионах тактов в секунду. Чем больше тактовая частота, тем быстрее работает компьютер. Тактовая частота современных процессоров уже превышает 1000 МГц = 1 ГГц (гигагерц). Промежуток времени между двумя последовательными электрическими импульсами называется тактом.
Разрядность процессора — это максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться или передаваться одновременно. Разрядность процессоров современных компьютеров достигает 64.

Просмотр и обсуждение анимации «Микропроцессор»

Внутренняя память
Внутренней называется память, встроенная в компьютер и непосредственно управляемая процессором. Во внутренней памяти хранятся исполняемые в данный момент программы и оперативно необходимые для этого данные. Внутренняя память компьютера позволяет передавать процессору и принимать от него данные примерно с такой же скоростью, с какой процессор их обрабатывает. Поэтому внутренняя память иначе называется оперативной (быстрой). Объём оперативной памяти современных компьютеров достигает нескольких гигабайтов.
Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включён. После выключения компьютера вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.
К внутренней памяти компьютера относится также ПЗУ — постоянное запоминающее устройство. В нём хранится информация, необходимая для первоначальной загрузки компьютера в момент включения питания. После выключения компьютера информация в ПЗУ сохраняется.

Просмотр и обсуждение анимации «Разновидности внутренней памяти»
Просмотр и обсуждение анимации «Оперативная память»
Просмотр и обсуждение анимации «ПЗУ»

9 слайд — внешняя память компьютера (схема);
10 слайд — устройства ввода и вывода;
Приложив значительные усилия, человек может представить текстовую, графическую, звуковую информацию в двоичном коде.
Значительно труднее человеку понять двоичный код. И совсем уже невозможно человеку понять информацию, представленную последовательностью электрических импульсов. Входящие в состав компьютера устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера; устройства вывода «переводят» электрические импульсы в форму, доступную для человеческого восприятия. Примеры устройств ввода: клавиатура, мышь, микрофон. Примеры устройств вывода: монитор, принтер.
11 слайд — самое главное.
— Современный компьютер — универсальное электронное программно-управляемое устройство для работы с информацией.
— Любой компьютер состоит из:
— процессора
— памяти
— устройств ввода и вывода информации.
— Функции, выполняемые этими устройствами, в некотором смысле подобны функциям мыслящего человека.

Вопросы и задания
12 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 2, 3, 6, 7, 8 к параграфу 2.1
РТ: №71 стр. 32

Для закрепления полученной информации, выполняются задание во фронтальном режиме на большом экране с использованием программы тренажера «Устройство компьютера-1».

— Расставьте подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон Неймана.

3. Практическая часть (15 минут)
13 слайд – задание для практической работы;
Расположить фамилии людей, внесших вклад в историю развития вычислительной техники на ленте времени:
— Лебедев,
— Рамеев,
— Ершов,
— Буш,
— Энгельбарт,
— Цузе,
— Жаккард,
— Паскаль.
Всю недостающую информацию найдите в сети Интернет.
Создать ленту времени можно с помощью сервиса TimeRime (http://timerime.com/en/), имеющегося в свободном доступе в сети Интернет.

4. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
14 слайд — опорный конспект;
15 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§2.1, вопросы и задания 1–9 к параграфу,
РТ: № 71, 72.
Дополнительное задание: подготовить сообщение о внутренней памяти компьютера на основании анимаций:
— анимация «Разновидности внутренней памяти»,
— анимация «Оперативная память»,
— анимация «ПЗУ».

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «Основные компоненты компьютера и их функции»,
— анимация «Компьютер и его назначение»,
— анимация «Типы компьютеров»,
— анимация «Архитектура и структура компьютера»,
— анимация «Микропроцессор»,
— анимация «Разновидности внутренней памяти»,
— анимация «Оперативная память»,
— анимация «ПЗУ»,
— программа-тренажер «Устройство компьютера-1».

Скачать (12 МБ, rar): Конспект урока Основные компоненты компьютера 8 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =