Конспект урока Объекты алгоритмов 9 класс

Конспект урока Объекты алгоритмов (9 класс, урок 24, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит рассмотрение особенности величин разных типов, происходит знакомство с табличными величинами, а также рассматривается сущность операции присваивания.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; знание правил записи выражений на алгоритмическом языке; понимание сущности операции присваивания;
метапредметные – понимание сущности понятия «величина»; понимание применимости величин того или иного типа;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:
1) ввести понятие величины и ее характеристик (имя, тип, значение); рассмотреть особенности величин разных типов;
2) рассмотреть правила записи выражений;
3) рассмотреть сущность операции присваивания;
4) познакомиться с табличными величинами.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— величина;
— константа;
— переменная;
— тип;
— имя;
— присваивание;
— выражение;
— таблица.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Объекты алгоритмов»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) демонстрация к лекции «Понятие величины, типы величин».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-2) к §3.2;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 110-113;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

3. Изучение нового материала (35 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Объекты алгоритмов» и демонстрации «Понятие величины, типы величин».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— величина
— константа
— переменная
— тип
— имя
— присваивание
— выражение
— таблица
3 слайд — величины (схема);
Алгоритмы описывают последовательность действий над некоторыми информационными объектами.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект.
Величины делятся на постоянные (константы) и переменные. Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения. Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. При исполнении алгоритма в каждый момент времени переменная обычно имеет значение, называемое текущим значением.
4 слайд — операции над величинами (схема);
Величины, выражающие количество дней в неделе, ускорение свободного падения, количество дней в первой декаде месяца, являются константами. Величины, выражающие количество дней в месяце, пульс человека, количество дней в третьей декаде месяца, являются переменными.
В алгоритмах над величинами выполняются некоторые операции.
Например:
— арифметические операции +, -, * (умножение), / (деление),
— операции отношения <, >, <=, >=, =,
— логические операции И, ИЛИ, НЕ.
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами.
5 слайд — типы величин (схема);
Множество величин, объединённых определённой совокупностью допустимых операций, называют величинами определённого типа. При составлении алгоритмов используют величины числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.
В математике и физике оперируют числовыми величинами — натуральными, целыми, действительными числами. При составлении алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.
В задачах, возникающих в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых являются символы, слова, тексты и др. При составлении алгоритмов обработки текстовой информации используют величины символьного (сим) и литерного (лит) типов. Значением символьной величины является один символ: русская или латинская буква, цифра, знак препинания или другой символ. Значением литерной величины является последовательность символов. Иногда эту последовательность называют строкой или цепочкой. Литерные значения в алгоритме записывают в кавычках, например: ‘алгоритм’, ‘литерная величина’, ‘2011’.
Величины логического (лог) типа могут принимать всего два значения:
— ДА (ИСТИНА, TRUE, 1);
— НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0).
6 слайд — имя величины (схема);
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: Al, M, АР.
Рекомендуется выбирать мнемонические имена, имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например SUMMA, PLAN, CENA и т. д.
Если величину представить как ящик, содержимым которого является некоторое значение, то имя величины — это ярлык, повешенный на ящик.
7 слайд — выражение (схема);
Выражение — языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Различают арифметические, логические и строковые выражения.
Арифметические выражения служат для определения числового значения. Например, 2*х+3 — арифметическое выражение, значение которого при х = 1 равно пяти, а при х = -1 — единице. Выражение sqrt(х) служит для обозначения операции извлечения квадратного корня из х.
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, логическое выражение (х > 5) и (х < 10) определяет принадлежность точки х интервалу (5; 10): принадлежность точки

При х = 6 значение этого выражения — ИСТИНА, а при х = 12 — ЛОЖЬ.
Строковые выражения состоят из величин (констант, переменных) символьного и литерного типов, соответствующих функций и операций сцепления (присоединения). Операция сцепления обозначается знаком «+» и позволяет соединить в одну последовательность несколько последовательностей символов. Значениями строковых выражений являются последовательности символов. Например, если А = ‘том’, то значение строкового выражения ‘а’+А есть ‘атом’.
8 слайд — команда присваивания (схема);
Задать конкретное значение величины можно с помощью операции присваивания, которая записывается так:
<имя переменной> := <выражение>
Знак «:=» читается: «присвоить». Например, запись А := В + 5 читается так: «переменной А присвоить значение выражения В плюс 5 ».
Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:
— знак «=» означает равенство двух величин, записанных по обе стороны от этого знака;
— знак «:=» предписывает выполнение операции присваивания.
Например, запись А := А + 1 выражает не равенство значений А и А + 1, а указание увеличить значение переменной А на единицу.
При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака, затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.
Свойства присваивания:
1) пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;
2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
3) если мы присваиваем некоторой переменной очередное значение, то предыдущее её значение теряется безвозвратно.
9 слайд — алгоритм обмена значений переменных (пример с решением);
Алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями.
10 слайд — аналогия с перемещением (пример с решением);
Алгоритм перемещения зайца из клетки 1 в клетку 2, а волка — из клетки 2 — в клетку 1. Нужна клетка 3.
11 слайд — табличные величины (схема);
В практической деятельности человека часто используются всевозможные таблицы.
Это, например, список учащихся в классном журнале, табель успеваемости, таблица результатов спортивных соревнований и т. д. При этом наиболее часто встречаются линейные и прямоугольные таблицы.
12 слайд — примеры линейных таблиц;
Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются. Например, с помощью линейной таблицы могут быть представлены дни недели или количество уроков, пропущенных учеником в течение 5-дневной учебной недели.
13 слайд — пример прямоугольной таблицы;
Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою. Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 9 класса в течение 5-дневной учебной недели.

Просмотр и обсуждение демонстрации «Понятие величины, типы величин».

14 слайд — самое главное.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величины делятся на:
— постоянные — значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения
— переменные — значения меняются в процессе исполнения алгоритма.
Тип величины: целый, вещественный, логический, символьный и литерный.
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
Таблица (массив) — набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.

Вопросы и задания
15 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-17 к параграфу 3.3
16 слайд – вопросы и задания;
Вопрос 18 к параграфу 3.3

4. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
17-19 слайд — опорный конспект;
20 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§3.3, вопросы № 1–7 к параграфу;
РТ: № 114-116, 118-121.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Способы записи алгоритмов»,
— демонстрация Понятие величины, типы величин.

Скачать (684 КБ, rar): Конспект урока Объекты алгоритмов 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 1 =