Конспект урока Алгоритмическая конструкция Следование 9 класс

Конспект урока Алгоритмическая конструкция Следование (9 класс, урок 25, учебник Босова Л.Л.). На уроке происходит обобщение представления об алгоритмической конструкции «следование».

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление об алгоритмической конструкции «следование»; умение исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные – умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции «следование»;
2) получить навыки выполнения линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей;
3) получить навыки разработки линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— алгоритм;
— следование;
— линейный алгоритм;
— блок-схема;
— таблица значений переменных.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Алгоритмическая конструкция Следование»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) демонстрация «Режимы работы программы «Конструктор алгоритмов»»,
2) программа «Конструктор алгоритмов».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-7) к §3.3;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 114-116, 118-121;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Алгоритмическая конструкция Следование» и демонстрации «Режимы работы программы «Конструктор алгоритмов»».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— следование
— линейные алгоритмы
3 слайд — основные алгоритмические конструкции;
Человеку в жизни и практической деятельности приходится решать множество различных задач. Решение каждой из них описывается своим алгоритмом, и разнообразие этих алгоритмов очень велико. Вместе с тем для записи любого алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических конструкций (структур): следования, ветвления, повторения.
Это положение выдвинул и доказал Э. Дейкстра в 70-х гг. прошлого века.
Эдсгер Вибе Дейкстра (1930–2002). Выдающийся нидерландский учёный, идеи которого оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии.
4 слайд — следование;
Следование — алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий. Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными алгоритмами.
5 слайд — линейный алгоритм приготовления отвара шиповника (блок-схема);
Обратите внимание, что многие из предписаний этого алгоритма могут потребовать детализации — представления в виде некоторой совокупности более мелких предписаний.
6 слайд — линейный алгоритм для исполнителя Робот;
У исполнителя Робот есть четыре команды перемещения (вверх, вниз, влево и вправо), при выполнении каждой из них Робот перемещается на одну клетку в соответствующем направлении. По команде закрасить Робот закрашивает клетку, в которой он находится. Запишем линейный алгоритм, исполняя который Робот нарисует на клетчатом поле следующий узор и вернется в исходное положение.
7 слайд — вычисления по алгоритму (таблица с решением);
Дан фрагмент линейного алгоритма:
х:=2
у:=х*х
у:=у*у
х:=у*х
s:=x+y

Выясним, какое значение получит переменная s после выполнения этого фрагмента алгоритма.
8 слайд — целочисленная арифметика (примеры);
С помощью операции div вычисляется целое частное, с помощью операции mod — остаток.
9 слайд — алгоритм работы кассира (пример с решением);
Алгоритм работы кассира, выдающего покупателю сдачу (s) наименьшим количеством банкнот по 500 (k500), 100 (k100), 50 (k50) и 10 (k10) рублей.
10 слайд — самое главное.
Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических конструкций (структур):
— следования,
— ветвления,
— повторения.
Следование — алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий.
Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными.

Вопросы и задания
11 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-9 к параграфу 3.4

4. Практическая часть (15 минут)
Показать демонстрацию «Режимы работы программы «Конструктор алгоритмов»», в которой представлена инструкция по работе с этой средой.
В практической части урока ученики работают с программой «Конструктор алгоритмов», в которой создают блок-схемы алгоритмов.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
12 слайд — опорный конспект;
13 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§3.4 (пункт 1), вопросы № 1–9 к параграфу;
РТ: № 123, 124 (а, б, в), 125, 126, 127.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Алгоритмическая конструкция Следование»,
— демонстрация «Режимы работы программы «Конструктор алгоритмов»»,
— программа «Конструктор алгоритмов».

Скачать (1.46 МБ, rar): Конспект урока Алгоритмическая конструкция Следование 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 4 =