Конспект урока Алгоритмическая конструкция Ветвление Решение задач 9 класс

Конспект урока Алгоритмическая конструкция Ветвление Решение задач (9 класс, урок 27, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке учащиеся получают навыки разработки алгоритмов с ветвлениями.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные – умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции «ветвление»;
2) получить навыки записи составных условий;
3) получить навыки выполнения алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

— алгоритм;
— ветвление;
— разветвляющийся алгоритм;
— блок-схема;
— операции сравнения;
— простые условия;
— составные условия.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Основные алгоритмические конструкции Ветвление (решение задач)»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) программа «Конструктор алгоритмов».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (10, 14) к §3.4;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 133, 136, 137, 138;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Алгоритмическая конструкция Ветвление (решение задач)».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— ветвление
— разветвляющийся алгоритм
— простое условие
— составное условие
3 слайд — ветвление;
Ветвление — алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.
Полная форма ветвления (блок-схема).
Неполная форма ветвления (блок-схема).
4 слайд — решение задач;
№16 из учебника.
Какая задача решается с помощью следующего алгоритма?
№17 из учебника.
Запишите алгоритм определения количества чётных чисел среди заданных целых чисел А, В и С.
№18 из учебника.
Запишите алгоритм определения принадлежности точки X отрезку [А; В] с использованием комбинации из двух ветвлений.
№19 из учебника.
Запишите алгоритм правописания приставок, заканчивающихся на буквы «з» («с»).
№20 из учебника.
Известно, что 31 января 2011 года приходится на понедельник. Какие значения должны быть присвоены литерной переменной y в алгоритме, определяющем день недели для любого числа (chislo) января 2011 года?
chislo:= chislo mod 7
если chislo=3 то у:=’…’
если chislo=4 то у:=’…’
если chislo=5 то у:=’…’
если chislo=6 то у:=’…’
если chislo=0 то у:=’…’
если chislo=1 то у:=’…’
если chislo=2 то у:=’…’
№21 из учебника.
Даны две точки на плоскости. Определите, какая из них находится ближе к началу координат.
№22 из учебника.
Определите, есть ли среди цифр заданного целого трёхзначного числа одинаковые.
5 слайд — решение задач;
№134 из РТ.
Определите значение переменной А в результате выполнения фрагмента алгоритма, представленного блок-схемой:
6 слайд — решение задач;
№135 из РТ.
Постройте графики, описываемые алгоритмами:
7 слайд — решение задач.
№139 из РТ.
Продумайте алгоритм, позволяющий определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c равнобедренным. Сделайте соответствующие надписи в блок-схеме.
8 слайд — решение задач;
№141 из РТ.
Представьте в форме блок-схемы алгоритм выделения прямой речи в предложении (рассмотрите случаи: слова автора перед прямой речью, прямая речь прерывается словами автора, слова автора после прямой речи).
9 слайд — самое главное.
— Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических конструкций (структур): следования, ветвления, повторения.
— Ветвление — алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия (да или нет) предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
— Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.

4. Практическая часть (15 минут)
Ученики работают с программой «Конструктор алгоритмов», в которой создают блок-схемы алгоритмов с ветвлением по заданиям из урока.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
10 слайд — опорный конспект;
11 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§3.4 (пункт 2), вопросы № 16, 18, 19, 20 к параграфу;
РТ: № 134, 135, 139, 140, 142, 143, 141.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Алгоритмическая конструкция Ветвление (решение задач)»,
— программа «Конструктор алгоритмов».

Скачать (965 КБ, rar): Конспект урока Алгоритмическая конструкция Ветвление Решение задач 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 5 =