Конспект урока Файлы и файловые структуры 8 класс

Конспект урока Файлы и файловые структуры (8 класс, урок 14, учебник Босова Л.Л.). На уроке происходит обобщение представлений учащихся о файлах, папках и файловых структурах.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;
личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Решаемые учебные задачи:
1) дать представление о логических именах устройств внешней памяти;
2) обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла / каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;
3) сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;
4) расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью использования маски для операций с файлами.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— логическое имя устройства внешней памяти;
— файл;
— правила именования файлов;
— каталог;
— корневой каталог;
— файловая структура;
— путь к файлу;
— полное имя файла.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Файлы и файловые структуры»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) демонстрация «Файлы и файловые структуры»;
2) демонстрация «Файловая структура диска»;
3) интерактивная анимация «Операции с файлами и папками Windows».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (8, 9, 14-16, 18-20) к §2.3;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ: № 99, 100,103, 104;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Файлы и файловые структуры», демонстраций «Файлы и файловые структуры», «Файловая структура диска», анимации «Операции с файлами и папками Windows».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— логическое имя устройства внешней памяти
— файл
— правила именования файлов
— каталог
— корневой каталог
— файловая структура
— путь к файлу
— полное имя файла

3 слайд — логические имена устройств внешней памяти;
К каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти ПК является жёсткий диск. Если жёсткий диск имеет достаточно большую ёмкость, то его делят на несколько логических разделов.
Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя.
В операционной системе Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:
— для дисководов гибких дисков (дискет) — А: и В:;
— для жёстких дисков и их логических разделов — С:, D:, Е: и т. д.;
— для оптических дисководов — имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска (например, F:);
— для подключаемой к компьютеру флэш-памяти — имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, G:).
В операционной системе Linux приняты другие правила именования дисков и их разделов. Например:
— логические разделы, принадлежащие первому жёсткому диску, получают имена hda1, hda2 и т. д.;
— логические разделы, принадлежащие второму жёсткому диску, получают имена hdb1, hdb2 и т. д.

4 слайд — файл;
Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.
Файл — это поименованная область внешней памяти.
Файловая система — это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации.
Файлы, содержащие данные — графические, текстовые (рисунки, тексты), называют документами, а файлы, содержащие прикладные программы, — файлами-приложениями. Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью файлов-приложений.
Имя файла, как правило, состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения. Собственно имя файлу дает пользователь. Расширение имени обычно задаётся программой автоматически при создании файла.
В ОС Windows в имени файла запрещено использование следующих символов: \, /, :, *, ?, «, <, >, |.

5 слайд — каталоги;
Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).
Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
В ОС Windows корневые каталоги обозначаются добавлением к логическому имени соответствующего устройства внешней памяти знака «\» (А:\, C:\, D:\, E:\)
В ОС Linux каталоги жёстких дисков не являются корневыми каталогами. Они «монтируются» в каталог mnt. Другие устройства внешней памяти (гибкие, оптические и флэш-диски) «монтируются» в каталог media.
Каталоги mnt и media, в свою очередь, «монтируются» в единый корневой каталог, который обозначается знаком «/».

6 слайд — файловая структура диска (схема);
Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.
Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).
Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имён файлов. Его можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит названия входящих в неё рассказов и номера страниц.
Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия — это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. д. В этом случае оглавление диска можно сравнить с оглавлением нашего учебника: в нём выделены главы, состоящие из параграфов, которые, в свою очередь, разбиты на отдельные пункты и т. д.
Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации.
Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. В Windows каталоги на разных дисках могут образовывать несколько отдельных деревьев; в Linux каталоги объединяются в одно дерево, общее для всех дисков. Древовидные иерархические структуры можно изображать вертикально и горизонтально.

Просмотр и обсуждение демонстрации «Файлы и файловая структура».

7 слайд — полное имя файла;
Путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.
В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш:
Е:\изображения\фото\Катунь.jpeg
В ОС Linux путь к файлу начинается с имени единого корневого каталога; после имени каждого подкаталога ставится прямой слэш:
/home/methody/text
Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.

Просмотр и обсуждение демонстрации «Имя файла. Путь к файлу».

8 слайд — задача 1;
Пользователь работал с каталогом С:\Физика\Задачи\Кинематика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Информатика.doc. Каков путь к этому файлу?
Решение.
Пользователь работал с каталогом С:\Физика\Задачи\Кинематика. Поднявшись на один уровень вверх, пользователь оказался в каталоге С:\Физика\Задачи. Поднявшись ещё на один уровень вверх, пользователь оказался в каталоге С:\Физика. После этого пользователь спустился в каталог Экзамен, где находится файл. Полный путь к файлу имеет вид: С:\Физика\Экзамен.

9 слайд — задача 2;
Учитель работал в каталоге D:\Уроки\8 класс\Практические работы. Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt. Каково полное имя файла, который удалил учитель?
Решение.
Учитель работал с каталогом D:\Уроки\8 класс\Практические работы. Поднявшись на один уровень вверх, он оказался в каталоге D:\Уpoки\8 класс. После этого учитель спустился в каталог Презентации, путь к файлам которого имеет вид: D:\Уроки\8 класс\Презентации. В этом каталоге он удалил файл Введение.ppt, полное имя которого D:\Уpoки\8 класс\Презентации\Введение.ррt.

10 слайд — работа с файлами;
Создаются файлы с помощью систем программирования и прикладного программного обеспечения.
В процессе работы на компьютере над файлами наиболее часто проводятся следующие операции:
— копирование (создаётся копия файла в другом каталоге или на другом носителе);
— перемещение (производится перенос файла в другой каталог или на другой носитель, исходный файл уничтожается);
— переименование (производится переименование собственно имени файла);
— удаление (в исходном каталоге объект уничтожается).
При поиске файла, имя которого известно неточно, удобно использовать маску имени файла. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, среди которых также могут встречаться следующие символы:
«?» (вопросительный знак) — означает ровно один произвольный символ;
«*» (звездочка) — означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины. Например, по маске n*.txt будут найдены все файлы с расширением txt, имена которых начинаются с буквы «n», в том числе и файл n.txt. По маске n?.* будут найдены файлы с произвольными расширениями и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы «n».

Просмотр и обсуждение анимации «Операции с файлами и папками Windows»

11 слайд — самое главное.
— Файл — это поименованная область внешней памяти.
— Имя файла, состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения.
— Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
— Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).
— Путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла.
— Полное имя файла уникально.

Вопросы и задания
12 слайд – вопросы и задания.
Вопросы 1-9 к параграфу 2.4
13 слайд – вопросы и задания.
РТ: №106, 108, 110, 115, 116, 117.

4. Практическая часть (15 минут)
Практическая работа проводится на основании задания № 112 в РТ. Вместо диска D: ученики используют сменный носитель или специально созданный каталог.
Учащиеся, которые не имеют опыта работы на компьютере, самостоятельно работают с интерактивным справочником «Операции с файлами и папками Windows».

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
14 слайд — опорный конспект;
15 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§2.4, вопросы и задания 1-16 к параграфу,
РТ: № 105, 107, 109, 111, 112, 113, 114, 118, 119.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Скачать (1.78 МБ, rar): Конспект урока Файлы и файловые структуры 8 класс

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «Файлы и файловые структуры»,
— демонстрация «Файлы и файловые структуры»,
— демонстрация «Файловая структура диска»,
— интерактивная анимация «Операции с файлами и папками Windows».

Опубликовано: 19.11.2016 Обновлено: 15.03.2020
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 4 =