Конспект урока Организация ввода и вывода данных 9 класс

Конспект урока Организация ввода и вывода данных (9 класс, урок 35, учебник Босова Л.Л.). На уроке учащиеся знакомятся с правилами записи операторов ввода и вывода.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение применять операторы ввода -вывода данных;
метапредметные – умения записи простых последовательностей действия на формальном языке;
личностные – представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) познакомиться с правилами записи оператора вывода и примерами работы с ним;
2) познакомиться с правилами записи оператора ввода и примерами работы с ним;
3) научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программирования Паскаль простейшие программы.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— оператор вывода write;
— формат вывода;
— оператор ввода read.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Организация ввода и вывода данных»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) демонстрация «Команды ввода и вывода».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-11) к §4.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 172-175;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Организация ввода и вывода данных» и демонстрации «Команды ввода и вывода».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— оператор вывода write
— формат вывода
— оператор ввода read

3 слайд — вывод данных;
На прошлом уроке мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write:
write (<выражение 1>,< выражение 2>, …,< выражение N>)
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на печать. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Пример:
write (‘s=’, s). Для s=15 на экране будет: s=15.
Информация в кавычках выводится на экран без изменений.

4 слайд — варианты организации вывода (таблица);
При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:

варианты организации вывода

5 слайд — формат вывода (таблица);
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина.
Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Для вывода вещественного числа в формате с фиксированной запятой в списке вывода для каждого выражения указывается два параметра:
1) общее количество позиций, отводимых под число;
2) количество позиций в дробной части числа.
write (s:x:y)
x — общее количество позиций, отводимых под число;
y — количество позиций в дробной части числа.

Формат вывода

При выполнение нового оператора write вывод продолжается в той же строке.
writeln — вывод c новой строки!

6 слайд — первая программа;
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходными данными в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины С — длина окружности и S — площадь круга. С, S и r — величины вещественного типа.
Исходные данные и результаты связаны соотношениями, известными из курса математики: С = 2πr, S = πr2. Программа, реализующая вычисления по этим формулам, будет иметь вид:
program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
r:=5.4;
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c =’, c:6:4);
writeln (‘s=’, s:6:4)
end.

7 слайд — ввод данных с клавиатуры.
Составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания.
Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read:
read (<имя переменной1>, …, <имя переменной N>)
Выполнение оператора read:
1) компьютер переходит в режим ожидания данных:
2) пользователь вводит данные с клавиатуры:
— несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
— при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить их нельзя;
3) пользователь нажимает клавишу Enter.

8 слайд — ввод данных с клавиатуры;
Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
var i, j: integer; x: real; a: char;
read (i, j, x, a);
варианты организации входного потока:

Варианты организации входного потока

Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и входной поток представляли в виде одной, двух и четырёх строк.
Для ввода данных с клавиатуры можно также использовать оператор readln, который отличается от оператора read только тем, что после его выполнения курсор переходит на новую строку.

Просмотр и обсуждение демонстрации «Команды ввода и вывода».

9 слайд — улучшенная программа;
Усовершенствуем программу n_1, организовав в ней ввод данных с помощью оператора read. А чтобы пользователь знал, для чего предназначена программа, и понимал, какое именно действие ожидает от него компьютер, выведем соответствующие текстовые сообщения с помощью оператора writeln:
program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
writeln(‘Вычисление длины окружности и площади круга’);
write(‘Введите r>>’);
readln(r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c =’, с:6:4);
writeln (‘s=’, s:6:4)
end.
Теперь наша программа может вычислить длину окружности и площадь круга для любого значения г. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

10 слайд — самое главное.
— Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln.
— Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln.
— Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

Вопросы и задания
11 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-10 к параграфу 4.2

Если позволяет время выполнить задания в РТ № 176-179.

4. Практическая часть (15 минут)
В практической части урока учащихся работают со средой программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (http://pascalabc.net/).
Задание 1. Написать программу, которая вычисляет площадь и периметр прямоугольника по двум его сторонам (задание №10 в учебнике).
Задание 2. Написать программу, которая вычисляет дискриминант квадратного уравнения (задание №179 (а) в РТ).
Задание 3. Написать программу, которая вычисляет площадь кольца, если его толщина t см, а диаметр внутреннего круга — d см (задание №179 (б) в РТ).

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
12 слайд — опорный конспект;
13 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.2, вопросы № 1-10 к параграфу;
РТ: № 176-179.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Организация ввода и вывода данных»,
— демонстрация «Команды ввода и вывода».

Скачать (266 КБ, rar): Конспект урока Организация ввода и вывода данных 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 3 =