Конспект урока Компьютерная графика 8 класс

Конспект урока Компьютерная графика (8 класс, урок 18, учебник Босова Л.Л.). На уроке учащиеся расширяют и систематизируют представления о растровой и векторной графике, расширяют представления о сферах применения компьютерной графики.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – систематизированные представления о растровой и векторной графике;
метапредметные – умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи;
личностные – знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.

Решаемые учебные задачи:
1) расширение представлений о сферах применения компьютерной графики;
2) обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов;
3) расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике;
4) формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
– графический объект;
– компьютерная графика;
– растровая графика;
– векторная графика;
– форматы графических файлов.

Используемые на уроке средства ИКТ:
– персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
– ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
– презентация «Компьютерная графика»;
– ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) анимация «Анимированные графические объекты»,
2) анимация «Статические графические объекты»,
3) анимация «Научная графика»,
4) анимация «Графика в компьютерных играх»,
5) анимация «Особенности растровой и векторной графики»,
6) анимация «Растровая и векторная графика»,
7) анимация «Форматы графических файлов».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (7 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-7) к §3.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ: 122-126, №137-139;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
4) заслушивание краткого сообщения одного из учеников о цветовой модели CMYK.

2. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Компьютерная графика», анимаций «Анимированные графические объекты», «Статические графические объекты», «Изображения на компьютере», «Научная графика», «Графика в компьютерных играх», «Особенности растровой и векторной графики», «Растровая и векторная графика», «Форматы графических файлов».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
– графический объект
– компьютерная графика
– растровая графика
– векторная графика
– форматы графических файлов

3 слайд — сферы применения компьютерной графики;
Рисунки, картины, чертежи, фотографии и другие графические изображения будем называть графическими объектами.
Компьютерная графика — это широкое понятие, обозначающее:
1) разные виды графических объектов, созданных или обработанных с помощью компьютера;
2) область деятельности, в которой компьютеры используются как инструменты создания и обработки графических объектов.
Компьютерная графика прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Она применяется:
– для наглядного представления результатов измерений и наблюдений (например, данных о климатических изменениях за продолжительный период, о динамике популяций животного мира, об экологическом состоянии различных регионов и т. п.), результатов социологических опросов, плановых показателей, статистических данных, результатов ультразвуковых исследований в медицине и т. д.;
– при разработке дизайнов интерьеров и ландшафтов, проектировании новых сооружений, технических устройств и других изделий;
– в тренажёрах и компьютерных играх для имитации различного рода ситуаций, возникающих, например, при полете самолёта или космического аппарата, движении автомобиля и т. п.;

Просмотр и обсуждение анимации «Графика в компьютерных играх».

– при создании всевозможных спецэффектов в киноиндустрии;
– при разработке современных пользовательских интерфейсов программного обеспечения и сетевых информационных ресурсов;
– для творческого самовыражения человека (цифровая фотография, цифровая живопись, компьютерная анимация и т. д.).

Просмотр и обсуждение анимации «Анимированные графические объекты».
Просмотр и обсуждение анимации «Статические графические объекты».
Просмотр и обсуждение анимации «Научная графика».

4 слайд — способы создания цифровых графических объектов;
Графические объекты, созданные или обработанные с помощью компьютера, сохраняются на компьютерных носителях; при необходимости они могут быть выведены на бумагу или другой подходящий носитель (плёнку, картон, ткань и т. д.).
Графические объекты на компьютерных носителях будем называть цифровыми графическими объектами.
Существует несколько способов получения цифровых графических объектов.
1) копирование готовых изображений с цифровой фотокамеры, с устройств внешней памяти или «скачивание» их из Интернета;
2) ввод графических изображений, существующих на бумажных носителях, с помощью сканера;
3) создание новых графических изображений с помощью программного обеспечения.
Рассказ о принципе работы сканера.
Принцип работы сканера состоит в том, чтобы разбить имеющееся на бумажном носителе изображение на крошечные квадратики — пиксели, определить цвет каждого пикселя и сохранить его в двоичном коде в памяти компьютера.

Задача
Сканируется цветное изображение размером 10 х 10 см. Разрешающая способность сканера 1200 х 1200 dpi, глубина цвета — 24 бита. Какой информационный объём будет иметь полученный графический файл?
Решение.
Размеры сканируемого изображения составляют приблизительно 4×4 дюйма. С учётом разрешающей способности сканера всё изображение будет разбито на 4 х 4 х 1200 х 1200 пикселей.
I = K х i
I = 4 х 4 х 1200 х 1200 х 24 = 24 х 24 х 75 х 24 х 75 х 23 х 3 =
= 75 х 75 х 3 х 215 = 16875 х 215(битов) = 16875 х 212(байтов) =
= 16875 х 22(Кбайт) = 66 (Мбайт).
Ответ: приблизительно 66 Мбайт.

5 слайд — растровая и векторная графика;
В зависимости от способа создания графического изображения различают растровую, векторную и фрактальную графику.

Просмотр и обсуждение анимации «Особенности растровой и векторной графики».
Просмотр и обсуждение анимации «Растровая и векторная графика».

В растровой графике изображение формируется в виде растра совокупности точек (пикселей), образующих строки и столбцы.
Растровые графические изображения редко создают вручную. Чаще всего их получают путём сканирования подготовленных художниками иллюстраций или фотографий; в последнее время для ввода растровых изображений в компьютер широко применяются цифровые фотокамеры.
В векторной графике изображения формируются на основе таких наборов данных (векторов), описывающих графические объекты, и формул их построения.
Не всякое изображение можно представить, как совокупность простых геометрических фигур. Такой способ представления хорош для чертежей, схем, деловой графики и в других случаях, где особое значение имеет сохранение чётких и ясных контуров изображений.
Фрактальная графика, как и векторная, основана на математических вычислениях. Но, в отличие от векторной графики, в памяти компьютера хранятся не описания геометрических фигур, составляющих изображение, а сама математическая формула (уравнение), по которой строится изображение.

6 слайд — форматы графических файлов (схема);
Формат графического файла — это способ представления графических данных на внешнем носителе. Различают растровые и векторные форматы графических файлов, среди которых, в свою очередь, выделяют универсальные графические форматы и собственные (оригинальные) форматы графических приложений.

Просмотр и обсуждение анимации «Форматы графических файлов».

Задача
Для кодирования одного пикселя используется 3 байта. Фотографию размером 2048 х 1536 пикселей сохранили в виде несжатого файла. Определите размер получившегося файла.
Дано
i = 3 байта
K = 2048 х 1536
I —?
Решение
I = K х i
I = 2048 х 1536 х 3 = 2 х 210 х 1,5 х 210 х 3 = 9 х 220 (байтов) = 9 (Мб).
Ответ: 9 Мб.

Задача
Несжатое растровое изображение размером 128 х 128 пикселей занимает 2 Кб памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
Дано
K = 128 х 128
I = 2 Кб
N —?
Решение
I = K x i
i = I / K
N = 2i
i = 2 х 1024 х 8 / (128 х 128) = 2 х 210 х 23 / (27 х 27) = 21+10+3 / 27+7 =
= 214 / 214 = 1 (бит).
N = 21 = 2.
Ответ: 2 цвета — чёрный и белый.

7 слайд — самое главное.
Компьютерная графика – это:
– разные виды графических объектов, созданных или обработанных с помощью компьютеров;
– область деятельности, в которой компьютеры используются как инструменты создания и обработки графических объектов.
В растровой графике изображение формируется в виде растра – совокупности пикселей, образующих строки и столбцы. В памяти компьютера сохраняется информация о цвете каждого входящего в него пикселя.
В векторной графике изображения формируются на основе наборов данных (векторов), описывающих тот или иной графический объект, и формул их построения. В память компьютера заносится информация о простейших геометрических объектах, его составляющих.
Формат графического файла – это способ представления графических данных на внешнем носителе. Различают растровые и векторные форматы графических файлов, среди которых, в свою очередь, выделяют универсальные графические форматы и собственные форматы графических приложений.

Вопросы и задания
8 слайд – вопросы и задания.
Вопросы 1-3, 5-10 к параграфу 3.2
РТ: № 149, 153, 155.

Решение задач
Если позволяет время рассмотреть задачи в РТ: 150, 151, 154 (оставшиеся задачи задаются на дом).

3. Практическая часть (14 минут)
В практической части урока, предложить учащимся, выполнить задание 3.2-3.4 в графическом редакторе из заданий для практических работ к главе 3 «Обработка графической информации».

4. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
9 слайд — опорный конспект;
10 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§3.2, вопросы и задания 1-3, 5-10 к параграфу,
РТ: № 152, 157, 158.
Дополнительное задание: подготовить сообщение на тему «Компьютерная графика и сферы ее применения» или «Фрактальная графика».

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
– конспект,
– ответы и решения на задания в рабочей тетради,
– презентация «Компьютерная графика»,
– анимация «Анимированные графические объекты»,
– анимация «Статические графические объекты»,
– анимация «Научная графика»,
– анимация «Графика в компьютерных играх»,
– анимация «Особенности растровой и векторной графики»,
– анимация «Растровая и векторная графика»,
– анимация «Форматы графических файлов».

Скачать (4.72 МБ, rar): Конспект урока Компьютерная графика 8 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *