Конспект урока Программирование линейных алгоритмов 9 класс

Конспект урока Программирование линейных алгоритмов (9 класс, урок 37, учебник Босова Л.Л.). На уроке учащиеся знакомятся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных;
2) продемонстрировать работу функций div и mod;
3) рассмотреть основные возможности работы с символьными и строковыми типами данных;
4) продемонстрировать работу с данными логического типа.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— вещественный тип данных;
— целочисленный тип данных;
— символьный тип данных;
— строковый тип данных;
— логический тип данных.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Программирование линейных алгоритмов».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-12) к §4.3;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 180;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Программирование линейных алгоритмов».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— вещественный тип данных
— целочисленный тип данных
— символьный тип данных
— строковый тип данных
— логический тип данных

3 слайд — числовые типы данных (таблица);
Стандартные функции языка Паскаль:
Стандартные функции языка Паскаль

4 слайд — исследование функций round, int и frac;
Исследуем работу функций round, int и frас, применив их к некоторому вещественному х. Соответствующая программа будет иметь вид:
program n_3;
var x: real;
begin
writeln (‘Исследование функций round, int, frac’);
write (‘Введите x>>’);
readln (x);
writeln (‘Округление — ‘, round(x));
writeln (‘Целая часть — ‘, int(x));
writeln (‘Дробная часть — ‘, frac(x))
end.
Выполните программу несколько раз для
x принадлежащего {10,2; 10,8; –10,2; –10,8}.
Какой будет тип результата каждой из этих функций?

5 слайд — целочисленный тип данных (таблица);
Операции над целыми числами в языке Паскаль:
Операции над целыми числами в языке Паскаль

6 слайд — операции div и mod;
Трёхзначное число можно представить в виде следующей суммы: x = a·100 + b·10 + c, где а, b, с — цифры числа.
Программа нахождения суммы цифр вводимого с клавиатуры целого трёхзначного числа.
program n_4;
var x, a, b, c, s: integer;
begin
writeln (‘Нахождение суммы цифр трёхзначного числа’);
write (‘Введите исходное число>>’);
readln (x);
a:=x div 100;
b:=x mod 100 div 10;
c:=x mod 10;
s:=a+b+c;
writeln (‘s= ‘, s)
end.

7 слайд — символьный и строковый типы данных;
Символы – это все буквы и значки, которые есть на клавиатуре. Для ввода в программу символьных переменных необходимо указать для них символьный тип данных char.
Функция ord преобразовывает букву в её числовой код.
Функция chr преобразовывает числовой код символа в сам символ.
Значением строковой величины (тип string) является произвольная последовательность символов, заключенная в апострофы.

8 слайд — символьный и строковый типы данных;
Пример. Запишем на языке Паскаль программу, в которой для введённой с клавиатуры буквы на экран выводится её код. Затем на экран выводится строка, представляющая собой последовательность из трёх букв используемой кодовой таблицы: буквы, предшествующей исходной; исходной буквы; буквы, следующей за исходной.
program n_5;
var a: char; kod: integer; b: string;
begin
writeln (‘Код и строка’);
write (‘Введите исходную букву>>’);
readln (a);
kod:=ord(a);
b:=chr(kod–1)+a+chr(kod+1);
writeln (‘Код буквы ‘, a, ‘-‘, kod);
writeln (‘Строка: ‘, b)
end.

9 слайд — логический тип данных;
Величины логического типа принимают всего два значения: false и true;
false < true.
Логические значения получаются в результате выполнения операций сравнения числовых, символьных, строковых и логических выражений.
В Паскале логической переменной можно присваивать результат операции сравнения.

10 слайд — логический тип данных;
Пример. Напишем программу, определяющую истинность высказывания «Число n является чётным» для произвольного целого числа n.
Пусть ans — логическая переменная, а n — целая переменная. Тогда в результате выполнения оператора присваивания
ans:=n mod 2=0
переменной ans будет присвоено значение true при любом четном n и false в противном случае.
program n_6;
var n: integer; ans: boolean;
begin
writeln (‘Определение истинности высказывания о чётности числа’);
write (‘Введите исходное число>>’);
readln (n);
ans:=n mod 2=0;
writeln (‘Число ‘, n,’ является четным — ‘, ans)
end.

11 слайд — логический тип данных (таблица);
Логическим переменным можно присваивать значения логических выражений, построенных с помощью логических функций и (and), или (or), не (not).
логический тип данных

12 слайд — логический тип данных;
Пример. Напишем программу, определяющую истинность высказывания «Треугольник с длинами сторон а, b, с является равнобедренным» для произвольных целых чисел а, b, с.
program n_7;
var a, b, c: integer; ans: boolean;
begin
writeln (‘Определение истинности высказывания о равнобедренном треугольнике’);
write (‘Введите значения a, b, c>>’);
readln (a, b, c);
ans:=(a=b) or (a=c) or (b=c);
writeln (‘Треугольник с длинами сторон ‘, a, ‘,’, b, ‘,’, c, ‘ является равнобедренным — ‘, ans)
end.

13 слайд — самое главное.
Типы данных в языке Паскаль:
— вещественный
— целочисленный
— символьный
— строковый
— логический и другие.
Для них определены соответствующие операции и функции.

Вопросы и задания
14 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-15 к параграфу 4.4

4. Практическая часть (15 минут)
Рассмотреть задачи № 2, 3, 6 из учебника.
Рассмотрение каждой задачи завершить выполнением программы на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (http://pascalabc.net/).

Задание 1. (задание №2 в учебнике. Внимание: в учебнике опечатка в исходных данных: xa=2, ya=1)
По заданным координатам точек А и В вычислите длину отрезка АВ.
Пример входных данных
1 ха=2
1 уа=1
1 xb=10
1 yb=7
Пример выходных данных
|АВ|=10.0

Задание 2. (задание №3 в учебнике)
Известны длины сторон треугольника а, b, с. Напишите программу, вычисляющую площадь этого треугольника.
Пример входных данных
а=3
b=4
с=5
Пример выходных данных
S=6.0

Задание 3. (задание №6 в учебнике)
Исследуйте работу функции random, запустив многократно на выполнение программу:
program n_8;
var х, n: integer;
begin
writeln (‘Исследование функции random’);
randomize (*для генерации различных случайных чисел при каждом запуске программы *);
write (‘Введите х>>’);
readln (x);
write (‘Введите n>>’);
readln (n);
writeln (‘random(‘, х, ‘) = ‘, random(x));
writeln (‘random(‘, x, ‘)+’, n, ‘ = ‘, random(x)+n)
end.
Как можно получить случайное число из промежутка (0; х)?
Как можно получить случайное число из промежутка (0; х]?
Как можно получить случайное число из промежутка (n; х + n)?

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
15 слайд — опорный конспект;
16 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.4, вопросы № 1-15 к параграфу;
РТ: № 181, 182.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Программирование линейных алгоритмов».

Скачать (142 КБ, rar): Конспект урока Программирование линейных алгоритмов 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 1 =