Конспект урока Условный оператор 9 класс

Конспект урока Условный оператор (Программирование разветвляющихся алгоритмов) (9 класс, урок 38, учебник Босова Л.Л.). На уроке рассматриваются правила записи условного оператора.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) рассмотреть правила записи условного оператора;
2) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи
можно разработать разные алгоритмы;
3) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлениями.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— условный оператор;
— неполная форма условного оператора.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-15) к §4.4;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 181, 182;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (15 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— условный оператор
— неполный условный оператор

3 слайд — общий вид условного оператора;
При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид:
if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>
Для записи неполных ветвлений используется сокращённая форма условного оператора:
if <условие> then <оператор>
Слова if — then — else переводятся с английского на русский язык как если — то — иначе, что полностью соответствует записи ветвления на алгоритмическом языке.
Перед else знак «;» не ставится.
В качестве условий используются логические выражения:
простые — записанные с помощью операций отношения;
сложные — записанные с помощью логических операций.

4 слайд — условный оператор (пример);
Пример. Запишите на языке Паскаль алгоритм определения принадлежности точки х отрезку [а; b].
program n_9;
var x, a, b: real;
begin
writeln (‘Определение принадлежности точки отрезку’);
write (‘Введите а, b>>’);
readln (a, b);
write (‘Введите x>>’);
readln (x);
if (x>=a) and (x<=b) then
writeln (‘Точка принадлежит отрезку’)
else writeln (‘Точка не принадлежит отрезку’)
end.

5 слайд — неполная форма условного оператора (пример);
Воспользуемся сокращённой формой оператора ветвления для записи на языке Паскаль алгоритма присваивания переменной у значения наибольшей из трёх величин а, b и c.
program n_10;
var y, a, b, c: integer;
begin
writeln (‘Нахождение наибольшей из трёх величин’);
write (‘Введите а, b, с>>’);
readln (a, b, c);
y:=a;
if (b>y) then y:=b;
if (c>y) then y:=c;
writeln (‘y=’, y)
end.

6 слайд — самое главное.
При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:
if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>
Для записи неполных ветвлений используется сокращённый условный оператор:
if <условие> then <оператор>.

Вопросы и задания
7 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1, 2, 5, 9, 11 к параграфу 4.5,
№ 188 в РТ.

4. Практическая часть (25 минут)
1) Дополните программу (слайд 5) присваивания переменной у значения наибольшей из трёх величин а, b и c так, чтобы её выполнение приводило к присваиванию переменной у значения большей из четырёх величин а, b, с и d.
2) Выполнить, рассмотренные задачи № 5, 9 (а, б) из учебника и №188 из рабочей тетради, на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (http://pascalabc.net/).

Задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
8 слайд — опорный конспект;
9 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.5 (1), вопросы № 1, 2, 5, 9, 11 к параграфу;
РТ: № 184, 186, 188.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Скачать (165 КБ, rar): Конспект урока Условный оператор 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =