Конспект урока Различные варианты программирования циклического алгоритма 9 класс

Конспект урока Различные варианты программирования циклического алгоритма (9 класс, урок 43, учебник Босова Л.Л.).

Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи можно разработать разные алгоритмы;
2) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами;
3) проверка знаний учащихся по теме «Программирование циклических алгоритмов».

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— оператор while;
— оператор repeat;
— оператор for.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Различные варианты программирования циклического алгоритма».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (9, 10, 11, 12, 13) к §4.6;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 197, 198, 199, 200;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (10 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Различные варианты программирования циклического алгоритма».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— while (цикл-ПОКА)
— repeat (цикл-ДО)
— for (цикл с параметрами)

3 слайд — Различные варианты программирования циклического алгоритма;
Свойством программирования является то, что для решения одной и той лее задачи могут быть созданы разные программы. Вы могли убедиться в этом, программируя ветвления. Рассмотрим пример, показывающий, что и циклический алгоритм может быть запрограммирован разными способами.
Организуем ввод целых чисел и подсчёт количества введённых положительных и отрицательных чисел. Ввод должен осуществляться до тех пор, пока не будет введён ноль.
В задаче в явном виде задано условие окончания работы.
Воспользуемся оператором repeat.

4 слайд — пример (repeat);
program n_17;
var n, k1, k2: integer;
begin
k1:=0;
k2:=0;
repeat
write (‘Введите целое число>>’);
readln (n);
if n>0 then k1:=k1+1;
if n<0 then k2:=k2+1;
until n=0;
writeln (‘Введено:’);
writeln (‘положительных чисел – ‘, k1);
writeln (‘отрицательных чисел – ‘, k2)
end.

5 слайд — пример (while);
Имеющееся условие окончания работы можно достаточно просто преобразовать в условие продолжения работы — работа продолжается, пока n неравно 0. И мы можем воспользоваться оператором while.

program n_18;
var n, k1, k2: integer;
begin
k1:=0;
k2:=0;
n:=1;
while n<>0 do
begin
writeln (‘Введите целое число>>’);
read (n);
if n>0 then k1:=k1+1;
if n<0 then k2:=k2+1;
end;
writeln (‘Введено:’);
writeln (‘положительных – ‘, k1);
writeln (‘отрицательных – ‘, k2)
end.

6 слайд — самое главное.
В языке Паскаль имеются три вида операторов цикла:
while (цикл-ПОКА)
repeat (цикл-ДО)
for (цикл с параметром)
Если число повторений тела цикла известно, то лучше воспользоваться оператором for; в остальных случаях используются операторы while и repeat.

Вопросы и задания
7 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 14, 15, 16, 17 параграфу 4.6.

4. Проверочная работа (15 минут)
Проверочная работа по теме «Программирование циклических алгоритмов»

5. Практическая часть (12 минут)
Выполнить, рассмотренные на уроке задачи № 14, 15, 16 из учебника на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (http://pascalabc.net/).

Все задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

6. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
8 слайд — опорный конспект;
9 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.6 (4), вопросы № 14, 15, 16, 17 к параграфу.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— проверочная работа «Программирование циклических алгоритмов»,
— презентация «Различные варианты программирования циклического алгоритма».

Скачать (151 КБ, rar): Конспект урока Различные варианты программирования циклического алгоритма 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 4 =