Конспект урока Вычисление суммы элементов массива 9 класс

Конспект урока Вычисление суммы элементов массива (9 класс, урок 45, учебник Босова Л.Л.). Формирование умений записывать на языке программирования алгоритмы обработки одномерных массивов.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего (наименьшего) элементов массива и др.);
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) напомнить сущность понятия массив, одномерный массив;
2) рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в
среде программирования Паскаль;
3) рассмотреть несколько способов заполнения массивов;
4) рассмотреть возможности вывода массивов;
5) рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по
обработке массивов (суммирование);
6) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— массив;
— описание массива;
— заполнение массива;
— вывод массива;
— обработка массива.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Вычисление суммы элементов массива».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (1, 2, 3) к §4.7;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 201, 202;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (17 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Вычисление суммы элементов массива».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— массив
— описание массива таблица
— заполнение массива
— вывод массива
— обработка массива

3 слайд — вычисление суммы элементов массива;
Суммирование элементов массива осуществляется по тому же принципу, что и суммирование значений простых переменных: за счёт поочерёдного добавления слагаемых:
1) определяется ячейка памяти (переменная s), в которой будет последовательно накапливаться результат суммирования;
2) переменной s присваивается начальное значение 0 — число, не влияющее на результат сложения;
3) для каждого элемента массива из переменной s считывается её текущее значение и складывается со значением элемента массива; полученный результат присваивается переменной s.

4 слайд — вычисление суммы элементов массива;
Приведем основной фрагмент программы:
s:=0;
for i:=1 to n do s:=s+a[i];

5 слайд — вычисление суммы элементов массива;
Запишите программу, в которой осуществляется: заполнение случайным образом целочисленного массива а, состоящего из 10 элементов; вычисление суммы элементов массива и результат суммирования выводится на экран.
program n_2;
var s, i: integer;
a: array[1…10] of integer;
begin
s:=0;
for i:=1 to 10 do a[i]:=random(50);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
for i:=1 to 10 do s:=s+a[i];
writeln (‘s=’, s)
end.

6 слайд — самое главное.
Массив — это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элементов в массиве. В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как последовательности и таблицы.
Перед использованием в программе массив должен быть описан. Общий вид описания одномерного массива:
var <имя_массива>: array [<мин_знач_индекса> …
<макс_знач_индекса>] of тип_элементов;
Заполнять массив можно либо вводя значение каждого элемента с клавиатуры, либо присваивая элементам некоторые значения. При заполнении массива и его выводе на экран используется цикл с параметром.
Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на таких типовых задачах, как:
— суммирование элементов массива.

Вопросы и задания
7 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 4, 6 к параграфу 4.7.
№ 203(а) в РТ.

4. Практическая часть (20 минут)
Задание 1.
Запишите программу (рассмотренную на уроке), в которой осуществляется: заполнение случайным образом целочисленного массива а, состоящего из 10 элементов; вычисление суммы элементов массива и результат суммирования выводятся на экран. Выполните программу на компьютере в среде программирования PascalABC.NET.
Задание 2.
Выполнить, рассмотренные на уроке задачи № 4, 6 из учебника на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (http://pascalabc.net/).

Все задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
8 слайд — опорный конспект;
9 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.7 (4), вопросы № 4, 6 к параграфу;
РТ: № 203(а).

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Вычисление суммы элементов массива».

Скачать (228 КБ, rar): Конспект урока Вычисление суммы элементов массива 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 2 =