Конспект урока Всемирная паутина. Файловые архивы 9 класс

Конспект урока Всемирная паутина. Файловые архивы (9 класс, урок 59, учебник Босова Л.Л.). Расширить, обобщить и систематизировать представления школьников о сервисах сети Интернет.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете;
метапредметные – представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
личностные – способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Решаемые учебные задачи:
1) расширить, обобщить и систематизировать представления школьников о сервисах сети Интернет, в том числе Всемирной паутине и файловых архивах;
2) дать представление о протоколе HTTP;
3) рассмотреть примеры задач, предполагающих количественные оценки результатов поиска информации;
4) познакомить с подходами к анализу адресов документов в Интернете.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— Всемирная паутина;
— универсальный указатель ресурса (URL);
— протокол HTTP;
— файловые архивы;
— протокол FTP.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Всемирная паутина. Файловые архивы».
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
— анимация «Авторизация FTP»,
— анимация «Общая схема работы FTP»,
— анимация «Передача данных в активном режиме»,
— анимация «Передача данных на сервер»,
— анимация «Передача данных между двумя FTP-серверами».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам 8-11 к §6.2;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 240-242;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Всемирная паутина. Файловые архивы», анимаций «Авторизация FTP», «Общая схема работы FTP», «Передача данных в активном режиме», «Передача данных на сервер», «Передача данных между двумя FTP-серверами».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— Всемирная паутина
— универсальный указатель ресурса (URL)
— протокол HTTP
— файловые архивы
— протокол FTP

3 слайд — ресурсы и сервисы Интернет (схема);
Сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), наиболее востребованными из которых в настоящее время являются:
— Всемирная паутина;
— файловые архивы;
— электронная почта;
— сервисы коллективного взаимодействия (форум, телеконференция, чат, социальная сеть).

4 слайд — доступ к сервисам (таблица);
Для того чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти на соответствующих сайтах авторизацию, т. е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.
Логин — это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем; иначе говоря, это имя пользователя, под которым его будут «видеть» другие пользователи сети. Поэтому логин не должен быть бессвязным набором символов; желательно, чтобы логин был запоминающимся, как-то ассоциировался с пользователем. Логин должен быть уникальным. Один и тот же логин можно использовать на разных сайтах и сервисах.
Пароль — это сочетание различных символов, подтверждающих, что логином намеревается воспользоваться именно владелец логина. Пароль должен быть известен только пользователю и быть таким, чтобы его было сложно подобрать посторонним. Желательно придерживаться следующих правил при формировании пароля:
— пароль не должен совпадать с логином;
— пароль должен состоять не менее чем из шести символов (букв, цифр, знаков пунктуации и т. д.);
— символы в пароле не должны образовывать никаких слов, чисел, аббревиатур, связанных с пользователем;
— пароль должен быть достаточно простым, чтобы пользователь мог его запомнить.

5 слайд — доменная система имен (задача);
Всемирная паутина, или WWW, — это сервис, с помощью которого пользователи сети получают доступ к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты, на которых информация представлена в виде гипертекстовых и гипермедийных документов.
Вы уже неоднократно путешествовали по Всемирной паутине с помощью браузеров, осуществляя переходы по гиперссылкам; искали ответы на интересующие вас вопросы с помощью поисковых систем по ключевым словам.
Задача 1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросах используется символ |, а для логической операции И – символ &.
1. Франция | Испания | История
2. Франция & Карта & История
3. Франция | История
4. Франция & История
Изобразите графически количество страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Расположите номера запросов в порядке убывания количества страниц.

6 слайд — решение задачи;
На слайде представлено решение задачи 1.
Ответ: 1342

7 слайд — адрес документа в интернете (схема);
Еще одна возможность поиска нужного документа в Интернете — это использование адреса документа.
Адрес документа в Интернете — его URL (Uniform Resource Locator — универсальный указатель ресурса) состоит из следующих частей:
1) название протокола со знаками :// в конце названия;
2) доменное имя сервера со знаком / в конце имени;
3) полное имя файла на сервере, где он находится.
Рассмотрим пример адреса (URL):
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
Первая часть адреса — это имя протокола. Оно определяет тип документа. Запись HTTP:// указывает на то, что это Web-страница (протокол HTTP — Hyper Text Transfer Protocol — протокол передачи гипертекстовых файлов). Для других типов документов протоколы могут быть другими.
Вторая часть адреса — это доменное имя сервера, на котором хранится страница.
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
Третья часть адреса — полное имя файла, включающее путь к файлу, т. е. все каталоги, в которые следует последовательно зайти, чтобы открыть требуемый файл.
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html

8 слайд — задача (с решением);
Задача 2. Доступ к файлу ftp.net, находящемуся на сервере txt.org, осуществляется по протоколу http.
В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите адрес указанного файла в сети Интернет и последовательность букв, кодирующую этот адрес.
А — .net
Б — ftp
В — ://
Г — http
Д — /
Е — .org
Ж — txt
Решение задачи представлено на слайде.
Ответ: http://txt.org/ftp.net, ГВЖЕДБА.

9 слайд — файловые архивы;
Файловые архивы – своего рода библиотеки, хранящие файлы с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией.
Доступ к файлам в файловых архивах возможен по протоколам:
HTTP – протокол передачи гипертекстовых документов;
FTP – специальный протокол передачи файлов.

Просмотр и обсуждение анимации «Авторизация FTP».

Просмотр и обсуждение анимации «Общая схема работы FTP».

Просмотр и обсуждение анимации «Передача данных в активном режиме».

Просмотр и обсуждение анимации «Передача данных на сервер».

Просмотр и обсуждение анимации «Передача данных между двумя FTP-серверами».

10 слайд — файловые архивы;
Адрес файла на сервере файлового архива включает в себя протокол доступа к файлу, имя сервера и полное имя файла. Так, если доступ к файлу htm.exe, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp, то его адрес запишется следующим образом:
ftp://com.edu/htm.exe
Многие файлы, принимаемые по протоколу FTP, являются сжатыми, т. е. уменьшенными в размере. Сжатые файлы занимают меньше места на диске, быстрее передаются по сети. Имена таких файлов обычно заканчиваются расширениями zip, arj, rar и другими в зависимости от типа программы-архиватора, в котором они были созданы. После копирования сжатого файла его следует распаковать, т. е. восстановить его первоначальный вид.

11 слайд — самое главное.
Документ, размещённый в Интернете, имеет адрес — URL. Доступ пользователей к документам, размещённым на Web-сайтах, возможен по протоколу HTTP.
Файловый архив — хранилище в сети Интернет файлов с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией. Доступ к файловым архивам возможен по протоколу передачи файлов FTP.

Вопросы и задания
12 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-8 к параграфу 6.2.
Если позволяет время выполнить задания 244-248 в рабочей тетради. Все невыполненные задания задаются на дом.

4. Практическая часть (15 минут)
В практической части урока организуется работа по поиску информации в сети Интернет.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
13 слайд — опорный конспект;
14 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§6.3 (1, 2), вопросы № 1-8 к параграфу;
РТ: № 244-248.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и рабочей тетради,
— презентация «Всемирная паутина. Файловые архивы»,
— анимация «Авторизация FTP»,
— анимация «Общая схема работы FTP»,
— анимация «Передача данных в активном режиме»,
— анимация «Передача данных на сервер»,
— анимация «Передача данных между двумя FTP-серверами».

Скачать (3.03 МБ, rar): Конспект урока Всемирная паутина. Файловые архивы 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − 4 =