Конспект урока Составной оператор 9 класс

Конспект урока Составной оператор, многообразие способов записи ветвлений (Программирование разветвляющихся алгоритмов) (9 класс, урок 39, учебник Босова Л.Л.). На уроке рассматриваются формат и назначение составного оператора.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотреть формат и назначение составного оператора;
2) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи
можно разработать разные алгоритмы;
3) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлениями.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— составной оператор;
— вложенные ветвления.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (1, 2, 5, 9, 11) к §4.5;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 184, 186, 188;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (15 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— составной оператор
— вложенные ветвления

3 слайд — составной оператор;
В условном операторе и после then, и после else можно использовать только один оператор. Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор.
Конструкция вида
begin <последовательность операторов> end
называется составным оператором.

4 слайд — алгоритм решения квадратного уравнения (пример);
Пример. Запишите на языке Паскаль алгоритм решения квадратного уравнения.
program n_11;
var a, b, c: real;
var d: real;
var x, x1, x2: real;
begin
writeln (‘Решение квадратного уравнения’);
write (‘Введите коэффициенты a, b, c >>’);
readln (a, b, c);
d:=b*b-4*a*c;
if d<0 then writeln (‘Корней нет’);
if d=0 then
begin
x:=-b/2/a;
writeln (‘Корень уравнения x=’, x:9:3)
end;
if d>0 then
begin
x1:=(-b+sqrt(d))/2/a;
x2:=(-b-sqrt(d))/2/a;
writeln (‘Корни уравнения:’);
writeln (‘x1=’, x1:9:3);
writeln (‘x2=’, x2:9:3)
end;
end.

5 слайд — блок-схема решения КВУР;
Соответствуют ли программа и блок-схема друг другу?

Блок-схема решения квадратного уравнения

6 слайд — вложенные ветвления;
В качестве оператора после then и else можно использовать условный оператор. Например, возможна следующая конструкция:
if <условие1> then
if <условие2> then
<оператор1>
else <оператор2>
else <оператор3>
При использовании таких сложных конструкций (их ещё называют вложенными ветвлениями) следует иметь в виду, что else всегда относится к ближайшему оператору if.

7 слайд — решение линейного уравнения (пример);
program n_12;
var a, b, x: real;
begin
writeln (‘Решение линейного уравнения’);
write (‘Введите коэффициенты a , b>>’);
readln (a, b);
if a<>0 then
begin
x:=-b/a;
writeln (‘Корень уравнения x=’, x:9:3)
end
else if b<>0 then writeln (‘Корней нет’)
else writeln (‘x – любое число’);
end.

8 слайд — самое главное.
При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:
if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>
Для записи неполных ветвлений используется сокращённый условный оператор:
if <условие> then <оператор>
Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательных операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид:
begin <последовательность операторов> end.

Вопросы и задания
9 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 3, 4, 10, 12, 15 к параграфу 4.5,
№ 185, 187 в РТ.

4. Практическая часть (25 минут)
Выполнить, рассмотренные задачи № 10, 12, 15 из учебника, на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (https://pascalabc.net/).

Задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
10 слайд — опорный конспект;
11 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.5 (2, 3), вопросы № 3, 4, 10, 12, 13, 14, 15 к параграфу;
РТ: № 185, 187.

Скачать (199 КБ, rar): Конспект урока Составной оператор, многообразие способов записи ветвлений 9 класс

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор».

Опубликовано: 21.01.2017 Обновлено: 15.03.2020
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + пять =