Конспект урока Обобщение и систематизация основных понятий темы Начала программирования (9 класс, урок 49, учебник Босова Л.Л.). Проверка знаний учащихся по соответствующей теме.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – владение начальными умениями программирования на языке Паскаль;
— метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
— личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о программировании на языке Паскаль;
2) проверка знаний учащихся по теме «Начала программирования».
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— язык программирования;
— программа;
— этапы решения задачи на компьютере;
— типы данных;
— оператор присваивания;
— оператор writer;
— оператор read;
— условный оператор;
— составной оператор;
— операторы цикла.
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
— интерактивный тест к главе 4 «Начала программирования» из электронного приложения к учебнику.
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросe 10 к §4.7,
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 206-208,
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
3. Обобщение и систематизация (5 минут)
Краткая беседа по основным понятиям темы «Начала программирования».
— язык программирования
Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
— программа
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
— этапы решения задачи на компьютере
1) постановка задачи;
2) формализация;
3) алгоритмизация;
4) программирование;
5) компьютерный эксперимент.
— типы данных
Целочисленный. Вещественный. Символьный. Строковый. Логический.
— оператор присваивания
Основное преобразование данных» выполняемое компьютером — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора: <имя переменной>:=<выражение>
— оператор write
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln.
— оператор read
Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln.
— условный оператор
При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид: if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>
Для записи неполных ветвлений используется сокращённая форма условного оператора: if <условие> then <оператор>
— составной оператор
Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор.
Конструкция вида: begin <последовательность операторов> end
называется составным оператором.
— операторы цикла
Цикл с заданным условием продолжения работы (цикл-ПОКА) программируется в языке Паскаль с помощью оператора while. Общий вид оператора: while <условие> do <оператор>.
Цикл с заданным условием окончания работы (цикл-ДО) программируется в языке Паскаль с помощью оператора repeat. Общий вид оператора: repeat <оператор1; оператор2; ...; > until <условие>.
Цикл с заданным числом повторений (цикл-ДЛЯ) программируется в языке Паскаль с помощью оператора for. Его общий вид: for <параметр>:=<начальное_зкачение> to <конечное_значение> do <оператор>.
4. Зачет (30 минут)
1 вариант зачета.
Организовать зачет по теме на основании интерактивного итогового теста к главе 4 из электронного приложения к учебнику «Начала программирования» (при этом ученикам не разрешается пользоваться учебником, но разрешается пользоваться рабочей тетрадью).
2 вариант зачета.
На основании тестовых заданий для самоконтроля к главе 4 «Начала программирования» из учебника письменно (при этом ученикам не разрешается пользоваться учебником, но разрешается пользоваться рабочей тетрадью).
3 вариант зачета.
Разноуровневая контрольной работа, выполняемая в среде программирования Паскаль.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок (5 минут)
Обсудить итоги зачета и выставить оценки.
Весь материал к уроку находится в архиве.
Скачать (1.10 МБ, rar): Конспект урока Обобщение и систематизация основных понятий темы Начала программирования 9 класс
Архив включает в себя:
— конспект,
— интерактивный тест «Начала программирования»,
— тест «Начала программирования» 9 класс,
— разноуровневая контрольная работа по теме «Начала программирования».