Конспект урока Знаковые модели (9 класс 1 часть, урок 15, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит обобщение и систематизация представлений учащихся о знаковых информационных моделях.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей;
— метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
— личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о знаковых информационных моделях;
2) рассмотрение примеров словесных, математических и компьютерных моделей.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— словесная модель;
— математическая модель;
— компьютерная модель.
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Знаковые модели»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) анимация «Математическое моделирование»;
2) анимация «Имитационное моделирование»;
3) анимация «Игра равноплечий рычаг»;
4) лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса».
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (10 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам № 1–3, 6–7 к §2.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ №73, 74;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
4) демонстрация нескольких ученических презентаций (при их наличии):
— «Когда используют модели?»,
— «Для чего используют модели»,
— «Этапы построения информационной модели».
3. Изучение нового материала (15 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Знаковые модели».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— словесные модели
— математические модели
— компьютерные модели
3 слайд — словесные модели (схема);
Словесные модели — это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.
4 слайд — математические модели (примеры);
Математическими моделями называются информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул.
5 слайд — компьютерные математические модели;
Компьютерными математическими моделями называются математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования.
Демонстрация компьютерной математической модели с использованием анимации «Математическое моделирование».
6 слайд — имитационные модели (схема);
Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.
Демонстрация компьютерной имитационной модели с использование анимации «Имитационное моделирование».
7 слайд – самое главное.
— Словесные модели — это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.
— Математические модели — это информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул.
— Компьютерные математические модели – это математические модели, реализованные с помощью систем программирования, специализированных математических пакетов, программных средств для моделирования и электронных таблиц
— Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.
4. Практическая часть. (15 минут)
8 слайд – вопросы и задания.
В практической части урока организуется работа со следующими моделями:
— анимация «Математическое моделирование»,
— анимация «Имитационное моделирование»,
— анимация «Игра равноплечий рычаг». Изучите правила игры. Вспомните физическую закономерность, положенную в её основу. Попытайтесь «победить» компьютер и сформулировать выигрышную стратегию.
— лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса». В её основу положена математическая модель, описывающая движение тела, брошенного под углом к горизонту, с последующим делением тела на два осколка. Экспериментально проверьте закон сохранения импульса, выполнив работу согласно имеющемуся в ней описанию.
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
9 слайд – опорный конспект;
10 слайд – Д/з.
Домашнее задание.
§2.2, вопросы № 1–3, 7, 8 к параграфу;
РТ: № 68, 69, 70.
Дополнительное задание: подготовить презентацию по одной из следующих тем — «Разнообразие моделей, изучаемых в школе» (с использованием № 68 в РТ), — «Примеры использования компьютерных моделей» (на примере № 8 в учебнике).
Весь материал к уроку находится в архиве.
Скачать (982 КБ, rar): Конспект урока Знаковые модели 9 класс
Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «Знаковые модели»,
— анимация «Математическое моделирование»,
— анимация «Имитационное моделирование»,
— анимация «Игра равноплечий рычаг»,
— лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса».