Конспект урока Хранение и передача информации (8 класс, урок 7, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке рассматриваются примеры хранения и передачи информации.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
— метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;
— личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся об информационных процессах;
2) систематизировать представления учащихся о носителях информации;
3) рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
4) рассмотреть схему передачи информации.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— информационные процессы;
— информационная деятельность;
— хранение информации, носитель информации;
— передача информации, источник, канал связи, приемник.
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Информационные процессы. Хранение и передача информации»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) анимация «Хранение информации. Память»;
2) анимация «Информация и ее носитель»;
3) анимация «История средств хранения информации»;
4) анимация «Источник и приемник информации»;
5) анимация «Искажение информации»;
6) анимация «Информация в живой природе»;
7) анимация «Информация в технике»;
8) тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» – «Система тестов и заданий N8» (https://school-collection.edu.ru)
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (6 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-8) к §1.5;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ (№56, 58, 60);
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Информационные процессы. Хранение и передача информации» и анимаций.
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— информационные процессы
— хранение информации, носитель информации
— передача информации, источник, канал связи, приёмник
3 слайд — хранение информации (схема);
Сохранить информацию — это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Просмотр и обсуждение анимации «Хранение информации память»
Просмотр и обсуждение анимации «Информация и ее носитель»
Просмотр и обсуждение анимации «История средств хранения информации»
4 слайд — передача информации (схема);
Информация передаётся от источника к приёмнику по каналу связи.
Просмотр и обсуждение анимации «Источник и приемник информации»
Просмотр и обсуждение анимации «Искажение информации»
5 слайд — сказка о царе Салтане (пример передачи информации с источником, приемником и искажениями);
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова…
…
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец…
6 слайд — информационные процессы в живой природе и технике;
Информационные процессы — необходимое условие жизнедеятельности любого организма.
Информационные процессы характерны и для технических устройств.
Просмотр и обсуждение анимации «Информация в живой природе»
Просмотр и обсуждение анимации «Информация в технике»
7 слайд — самое главное.
— Информационные процессы – это процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.
— Сохранить информацию — это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
— Передача информации осуществляется по схеме: источник информации — кодирующее устройство — канал связи — декодирующее устройство — приемник информации.
4. Практическая часть. Решение задач (15 минут)
Выполнить задания № 61, 62 в РТ.
8 слайд – задание, РТ №63 (совместное решение).
Если позволяет время, то в практической части занятия можно выполнить тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» – «Система тестов и заданий N8». (https://school-collection.edu.ru)
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
9 слайд — опорный конспект;
10 слайд — Д/з;
Домашнее задание.
§1.5 (п. 4, 5, 6), вопросы и задания 9–14 к параграфу.
№ 64, № 65, № 66 в РТ.
Подготовить сообщение по материалам анимации «История средств хранения информации».
Весь материал к уроку находится в архиве.
Скачать (11 МБ, rar): Конспект урока Хранение и передача информации 8 класс
Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «Информационные процессы. Хранение и передача информации»;
— анимация «Хранение информации. Память»;
— анимация «Информация и ее носитель»;
— анимация «История средств хранения информации»;
— анимация «Источник и приемник информации»;
— анимация «Искажение информации»;
— анимация «Информация в живой природе»;
— анимация «Информация в технике»;