Конспект урока Всемирная паутина как информационное хранилище 8 класс

Конспект урока Всемирная паутина как информационное хранилище (8 класс, урок 8, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит систематизация информации о способах поиска информации в сети Интернет.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о WWW; уточнение терминологии, связанной со Всемирной паутиной;
2) систематизация информации о способах поиска информации в сети Интернет;
3) знакомство с принципом работы поисковых систем; обзор поисковых систем;
4) знакомство с правилами составления поисковых запросов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— WWW – Всемирная паутина;
— Web-страница, Web-сайт;
— браузер;
— поисковая система;
— поисковый запрос.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Всемирная паутина как информационное хранилище»;
— презентация «Поиск информации в сети Интернет».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (6 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (9-14) к §1.5;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 64, 65, 66;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
4) заслушивание одного из учеников с сообщением «История средств хранения информации» (если есть ученики, подготовившие такое сообщение);

3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Всемирная паутина как информационное хранилище».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— WWW — Всемирная паутина
— Web-страница, Web-сайт
— браузер
— поисковая система
— поисковый запрос
3 слайд — что такое WWW;
World Wide Web (WWW, Web) — всемирное хранилище информации, существующее на технической базе сети Интернет.
WWW – единое целое множества информационных ресурсов;
WWW – объединение многочисленных ресурсов, распределённых по всему миру;
WWW – нелинейная организация информационных ресурсов, снабжённых гиперссылками.
4 слайд — что такое WWW;
WWW содержит информацию самого разного характера. Там можно найти:
— самые свежие новости,
— научную информацию,
— техническую информацию,
— образовательную информацию,
— справочную информацию,
— рекламу товаров и услуг,
— ресурсы для досуга и развлечений.
5 слайд — Web-страница;
— Информация в WWW организована в виде Web-страниц.
— Web-сайт – это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию.
— Гиперссылки – ключевые слова или изображения от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием.
6 слайд — адрес сайта;
Каждый сайт, и каждая страница имеют свой адрес, по которому к ним можно обратиться.
7 слайд — Web-браузеры;
Перемещаться пользователю по «паутине» помогают специальные программы (Web-браузеры, англ. «browse», «осматривать», «изучать»).
8 слайд — Поисковые системы;
Все системы поиска информации во Всемирной паутине располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи.
Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов Всемирной паутины.
Для каждого документа составляется его поисковый образ — набор ключевых слов, отражающих содержание этого документа. В связи с постоянным обновлением информации поисковые системы периодически возвращаются к ранее изученным страницам, чтобы обнаружить и зарегистрировать изменения. Информация о ключевых словах исследованных таким образом страниц сохраняется в поисковой системе.
Существует множество поисковых систем. Несмотря на общий принцип работы, поисковые системы различаются по языкам запроса, зонам поиска, глубине поиска внутри документа, методам упорядочивания информации и другим характеристикам. Самой популярной в мире поисковой системой является Google. Крупнейшие отечественные поисковые системы — Яндекс, Rambler.
9 слайд — поисковые запросы (схема);
Приступая к поиску, пользователь вводит одно или несколько ключевых слов и выбирает тип поиска. В большинстве поисковых систем есть три основных типа поиска:
1) поиск по любому из слов — результатом поиска является огромный список всех страниц, содержащих хотя бы одно из ключевых слов; может быть использован, когда пользователь не уверен в ключевых словах;
2) поиск по всем словам — в этом режиме поиска формируется список всех страниц, содержащий все ключевые слова в любом порядке;
3) поиск точно по фразе — в результате поиска составляется список всех страниц, содержащих фразу, точно совпадающую с
ключевой (знаки препинания игнорируются).
10 слайд — логические связки (таблица);
11 слайд — круги Эйлера;
12 слайд — запомните;
Если в результате поиска вы не нашли ни одного подходящего документа, нужно:
— проверить правильность написания ключевых слов;
— проверить правильность использования логических связок;
— подобрать более удачные синонимы;
— изменить логику запроса.
13 слайд — полезные адреса Всемирной паутины;
14 слайд — самое главное.
— WWW — всемирное информационное хранилище, существующее на технической базе сети Интернет.
— Браузер — специальная программа, которая помогает перемещаться пользователю по «паутине».
— Поиск нужного документа в WWW может происходить:
— путём указания адреса документа,
— путём перемещения по паутине гиперсвязей,
— путём использования поисковых систем.
— Три основных типа поиска: по любому из слов, по всем словам, точно по фразе.

Вопросы и задания
15 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 3, 7, 8, 10 к параграфу 1.6
16 слайд – вопросы и задания;
Решение задания 10 из учебника к параграфу 1.6.
17 слайд – задача;
РТ № 68 (стр. 29).
18 слайд – задача;
РТ № 68 (стр. 29),
Решение.

4. Практическая часть (15 минут)
Прежде чем приступить к практической работе, следует показать учащимся обучающую презентацию «Поиск информации в сети Интернет», которая поможет научиться осуществлять поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем Google и Яндекс.
В практической части занятия выполняется работа по поиску информации во Всемирной паутине (на основании № 69 в РТ).
19 слайд — Найдите ответы.
— Кто такой Норберт Винер и какова его роль в исследовании информационных процессов?
— Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
— Кем и когда был введен термин «гипертекст»?
— Кого считают изобретателем WWW и когда это произошло?
— Кто такой Эйлер, в честь кого названа графическая схема, обозначающая отношения между множествами?
Особое внимание уделите приемам сохранения для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и организации на них ссылок.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
20 слайд — опорный конспект;
21 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§1.6, вопросы и задания 1–8 к параграфу;
РТ: № 67, 70.
Повторить §§1.1-1.6.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Скачать (2.4 МБ, rar): Конспект урока Всемирная паутина как информационное хранилище 8 класс

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Всемирная паутина как информационное хранилище»,
— презентация «Поиск информации в сети Интернет».

Опубликовано: 19.10.2016 Обновлено: 15.03.2020
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =