Конспект урока Табличные информационные модели (9 класс 1 часть, урок 17, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей;
— метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
— личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о табличных информационных моделях;
2) рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— таблица;
— таблица «объект – свойство»;
— таблица «объект – объект».
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы:
— презентация «Табличные информационные модели»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) интерактивный задачник, раздел «Табличные модели»;
2) тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование».
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (5 минут)
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 74, 76, 78, 80;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
3. Изучение нового материала (22 минуты)
Новый материал излагается по материалам учебника в сопровождении презентации «Табличные информационные модели».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— таблица
— таблица «объект – свойство»
— таблица «объект – объект»
3 слайд — представление информации в табличной форме (примеры таблиц);
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
В табличных информационных моделях информация об объектах представляется в виде прямоугольной таблицы, состоящей из столбцов и строк.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
Рассмотрим несколько примеров задач, которые удобно решать с помощью табличных информационных моделей.
4 слайд — задача о перекладывании камней;
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3 камня, а во второй — 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то куче, или добавляет 1 камень в какую-то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 16. Кто выигрывает при безошибочной игре — игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Ответ обоснуйте.
5 слайд — весовая матрица;
Взвешенный граф.
6 слайд — задача о коктейлях;
Три подружки — Аня, Света и Настя — купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете — не голубой. В белом стаканчике не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль.
Требуется выяснить, какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек.
7 слайд — задача о коктейлях (решение);
Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике, Света — банановый коктейль в зелёном стаканчике, Настя — клубничный коктейль в белом стаканчике.
Работа во фронтальном режиме с интерактивным задачником, раздел «Табличные модели» в режиме «Тренировка».
8 слайд — самое главное.
— Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
— Таблица типа «объект — свойство» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектах, принадлежащих одному классу.
— Таблица типа «объект — объект» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Вопросы и задания
9 слайд – вопросы и задания.
Вопросы 1-9 к параграфу 2.4
4. Практическая часть. (15 минут)
В практической части урока ученики работают с интерактивным задачником (раздел «Табличные модели», режим «Зачет») или выполняют тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование».
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (2 минуты)
10 слайд – опорный конспект;
11 слайд – Д/з.
Домашнее задание.
§2.4, вопросы и задания № 1–4 к параграфу;
РТ: № 93-95.
Дополнительное задание: № 90–92 в рабочей тетради.
Весь материал к уроку находится в архиве.
Скачать (1.08 МБ, rar): Конспект урока Табличные информационные модели 9 класс
Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Графические информационные модели»,
— интерактивный задачник, раздел «Табличные модели»,
— тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование».