Конспект урока Способы записи алгоритмов (9 класс, урок 23, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит формирование у учащихся общих представлений об алгоритмических языках.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – знание различных способов записи алгоритмов;
— метапредметные – умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;
— личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление понятий «алгоритм», «исполнитель», «свойства алгоритма»;
2) рассмотрение словесных способов записи алгоритмов;
3) рассмотрение графического способа записи алгоритмов с помощью блок-схем;
4) формирование общих представлений об алгоритмических языках.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— алгоритм;
— словесное описание;
— построчная запись;
— блок-схема;
— школьный алгоритмический язык.
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы:
— презентация «Способы записи алгоритмов»;
— система КуМир – Комплект учебных миров (https://www.niisi.ru/kumir/).
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-19) к §3.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 105, 109;
3) рассмотрение домашних заданий, вызвавших затруднение.
3. Изучение нового материала (20 минут)
Обсудить следующие ситуации:
Задание 1 (базовый уровень)
Человек находится в лабиринте и начинает двигаться в направлении, указанном стрелкой, согласно следующему предписанию: идти шаг за шагом, не отрывая руки от правой стены; шагать, пока не выйдешь из лабиринта.
Почему данное предписание нельзя считать алгоритмом выхода из лабиринта? Какое свойство алгоритма здесь нарушено?
1) Детерминированность
2) Понятность
3) Результативность
4) Массовость
Ответ: 3.
Задание 2 (базовый уровень)
Исполнитель Вычислитель выполняет следующую последовательность действий:
1) переменной s присвоить значение 0;
2) переменной i присвоить значение 1;
3) если i>10, то перейти к выполнению п. 6; иначе выполнить п. 4;
4) увеличить значение переменной s на i;
5) увеличить значение переменной i на 1;
6) сообщить значение s.
Каким свойством не обладает данная последовательность действий?
1) Дискретность
2) Детерминированность
3) Результативность
4) Массовость
Ответ: 4.
Задание 3 (базовый уровень)
Исполнитель Вычислитель работает с числами, записанными на доске. Он может:
— подсчитывать количество чисел на доске;
— сравнивать количество имеющихся на доске чисел с 1;
— стирать с доски два любых числа, находить их сумму, увеличивать эту сумму на 1 и записать на доске полученный результат.
Пока на доске более одного числа, Вычислитель стирает любые два из них и вместо них записывает их сумму, увеличенную на единицу. Каким свойством не обладает последовательность действий, совершаемая
исполнителем?
1) Детерминированность
2) Понятность
3) Результативность
4) Массовость
Ответ: 1.
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Способы записи алгоритмов».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— алгоритм
— словесное описание
— построчная запись
— блок-схема
— школьный алгоритмический язык
Существуют различные способы записи алгоритмов. Основными среди них являются:
— словесные;
— графические;
— на алгоритмических языках.
3 слайд — Марков А.А.;
Теоретические исследования нашего соотечественника Андрея Андреевича Маркова (младшего) (1903—1979), выполненные в середине прошлого века, показали, что в общем случае алгоритмы должны содержать предписания двух видов:
1) предписания, направленные на непосредственное преобразование информации (функциональные операторы);
2) предписания, определяющие дальнейшее направление действий (логические операторы).
Именно эти операторы положены в основу большинства способов записи алгоритмов.
4 слайд — основные способы записи алгоритма (схема);
5 слайд — словесное описание;
Словесное описание — самая простая запись алгоритма в виде набора высказываний на обычном разговорном языке.
Пример. Словесное описание алгоритма нахождения наибольшего общего делителя (НОД) пары целых чисел (алгоритм Евклида).
Чтобы найти НОД двух чисел, составьте таблицу из двух столбцов и назовите столбцы X и Y. Запишите первое из заданных чисел в столбец Х, а второе — в столбец Y. Если данные числа не равны, замените большее из них на результат вычитания из большего числа меньшего.
Повторяйте такие замены до тех пор, пока числа не окажутся равными, после чего число из столбца Х считайте искомым результатом.
6 слайд — построчная запись (схема);
Это запись на естественном языке, но с соблюдением некоторых дополнительных правил:
— каждое предписание записывается с новой строки;
— предписания (шаги) алгоритма нумеруются;
— исполнение алгоритма происходит в порядке возрастания номеров шагов, начиная с первого (если не встречается никаких специальных указаний).
Кроме слов естественного языка предписания могут содержать математические выражения и формулы.
7 слайд — построчная запись алгоритма Евклида;
1. Начало.
2. Обозначить первое из заданных чисел Х, второе — Y.
3. Если Х = Y, то перейти к п. 9.
4. Если X > Y , то перейти к п. 5, иначе перейти к п. 7.
5. Заменить X на X-Y.
6. Перейти к п. 3.
7. Заменить Y на Y-X
8. Перейти к п. 3.
9. Считать Х искомым результатом.
10. Конец.
8 слайд — графические способы;
Последовательные картинки
Структурограмма
9 слайд — блок-схемы;
Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма.
В блок-схеме предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов указывается с помощью линий.
Рассмотреть условные обозначения, применяемые в блок-схемах.
10 слайд — запись алгоритма Евклида с помощью блок-схемы;
Создание детальной блок-схемы сложного алгоритма — трудоёмкая задача. Кроме того, блок-схема, не умещающаяся на одном стандартном листе, теряет своё основное преимущество — наглядность. При разработке сложных алгоритмов блок-схемы удобно использовать в качестве средства для наглядного представлениям решения задачи в общем виде.
11 слайд — алгоритмические языки (схема);
Алгоритмические языки — формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов. Каждый из них характеризуется:
— алфавитом — набором используемых символов;
— синтаксисом — системой правил, по которым из символов алфавита образуются правильные конструкции языка;
— семантикой — системой правил, строго определяющей смысл и способ употребления конструкций языка.
Класс алгоритмических языков очень широк. При изучении курса информатики в школах используются различные версии школьного (учебного) алгоритмического языка.
12 слайд — общий вид программы на школьном алгоритмическом языке;
Для записи алгоритмов на школьном алгоритмическом языке используется некоторое ограниченное число слов, смысл и способ употребления которых заданы раз и навсегда. Это так называемые служебные слова: алг (алгоритм), дано, надо, нач (начало), кон (конец), арг (аргумент), рез (результат) и др. При записи алгоритмов в книгах служебные слова выделяются жирным шрифтом, в тетради и на доске — подчёркиванием.
В общем виде программу на школьном алгоритмическом языке можно представить так:
алг <название алгоритма>
нач
<последовательность команд>
кон
13 слайд — алгоритм для исполнителя Водолей;
Алгоритм, позволяющий из полного сосуда ёмкостью 12 л отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами ёмкостью 8 и 5 л.
алг переливания
нач
наполнить сосуд ёмкостью 8 л из сосуда ёмкостью 12 л
наполнить сосуд ёмкостью 5 л из сосуда ёмкостью 8 л
вылить всё из сосуда ёмкостью 5 л в сосуд ёмкостью 12 л
вылить всё из сосуда ёмкостью 8 л в сосуд ёмкостью 5 л
наполнить сосуд ёмкостью 8 л из сосуда ёмкостью 12 л
долить из сосуда ёмкостью 8 л сосуд ёмкостью 5 л
вылить всё из сосуда ёмкостью 5 л в сосуд ёмкостью 12 л
кон
Рекомендовать учащимся скачать и использовать дома систему КуМир (Комплект учебных миров), в которой используется школьный алгоритмический язык, со встроенными исполнителями Робот, Чертёжник, Водолей и другими. Кумир работает в операционных системах Windows и Linux.
Ссылка https://www.niisi.ru/kumir/
14 слайд — самое главное.
Существуют различные способы записи алгоритмов:
— словесное описание
— построчная запись
— блок-схема
— школьный алгоритмический язык и другие.
Каждый из этих способов обладает своими достоинствами и недостатками.
Вопросы и задания
15 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-6 к параграфу 3.2
4. Практическая часть. Решение задач (15 минут)
16 слайд – практическое задание;
В практической части урока ученики работают в среде КуМир, где им предлагается записать и выполнить алгоритм переливаний для исполнителя Водолей, рассмотренный в ходе объяснения нового материала.
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
17 слайд — опорный конспект;
18 слайд — Д/з.
Домашнее задание.
§3.2, вопросы № 1–2 к параграфу;
РТ: № 110-113.
Дополнительное задание: знакомство с исполнителями в среде КУМИР.
Весь материал к уроку находится в архиве.
Скачать (444 КБ, rar): Конспект урока Способы записи алгоритмов 9 класс
Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Способы записи алгоритмов».