Конспект урока Последовательный поиск в массиве 9 класс

Конспект урока Последовательный поиск в массиве (9 класс, урок 46, учебник Босова Л.Л.). На уроке рассматриваются примеры, а также учащиеся получают опыт решения типовых задач по обработке массивов.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего (наименьшего) элементов массива и др.);
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по
обработке массивов (суммирование, поиск наименьшего / наибольшего значения, подсчет количества элементов с некоторым свойством);
2) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— массив;
— описание массива;
— заполнение массива;
— вывод массива;
— обработка массива;
— последовательный поиск.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Последовательный поиск в массиве».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (3 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (4, 6) к §4.7;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 203(а).

3. Изучение нового материала (18 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Последовательный поиск в массиве».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— массив
— описание массива таблица
— заполнение массива
— вывод массива
— обработка массива
— последовательный поиск

3 слайд — типовые задачи поиска (схема);
В программировании поиск — одна из наиболее часто встречающихся задач невычислительного характера.
Можно выделить следующие типовые задачи поиска:
1) найти наибольший (наименьший) элемент массива;
2) найти элемент массива, значение которого равно заданному значению.
Компьютер не может сравнить разом весь ряд объектов. На каждом шаге он может сравнивать только два объекта. Поэтому в программе необходимо организовать последовательный просмотр элементов массива и сравнение значения очередного просматриваемого элемента с неким образцом.

4 слайд — Нахождение наибольшего элемента в стопке карточек с записанными числами (схема);
Рассмотрим подробно решение задач первого типа (нахождение наибольшего (наименьшего) элемента).
Представим себе одномерный массив в виде стопки карточек, на каждой из которых написано число. Тогда идея поиска наибольшего элемента массива может быть представлена следующим образом:
1) возьмём верхнюю карточку (первый элемент массива), запомним имеющееся на карточке число (запишем его мелом на доске) как наибольшее из просмотренных; уберём карточку в сторону;
2) возьмём следующую карточку; сравним числа, записанные на карточке и на доске; если число на карточке больше, то сотрём число, записанное на доске, и запишем там то же число, что и на карточке; если же новое число не больше, то на доске оставим имеющуюся запись; уберём карточку в сторону;
3) повторим действия, описанные в п. 2, для всех оставшихся карточек в стопке.
В итоге на доске будет записано самое большое значение просмотренного массива.

5 слайд — программа поиска наибольшего элемента в массиве;
Так как доступ к значению элемента массива осуществляется по его индексу, то при организации поиска наибольшего элемента в одномерном массиве правильнее искать его индекс. Обозначим искомый индекс imax. Тогда описанный выше алгоритм в сформированном нами массиве а на языке Паскаль можно записать так:
program n_3;
var s, i, imax: integer;
a:array[1…10] of integer;
begin
s:=0;
for i:=1 to 10 do a[i]:=random(50);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
imax:=1
for i:=2 to 10 do
if a[i]>a[imax] then imax:=i;
write (‘Наибольший элемент a[‘,imax,’]=’, a[imax])
end.

7 слайд — поиск элемента, равного 50;
Алгоритм поиска в сформированном нами массиве а значения, равного 50, может выглядеть так:
program n_4;
var n, i: integer;
a:array[1…10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
n:=0;
for i:=1 to 10 do
if a[i]=50 then n:=i;
if n=0 then write(‘Нет’) else write (i)
end.
В программе найден последний из элементов, удовлетворяющих условию.

8 слайд — поиск элемента, равного 50;
program n_5;
var n, i: integer;
a:array[1…10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
i:=0;
repeat
i:=i+1;
until (a[i]=50) or (i=10);
if a[i]=50 then write(i) else write(‘Нет’)
end.
В программе найден первый из элементов, удовлетворяющих условию.

9 слайд — подсчет количества элементов;
Для подсчета вводится переменная, значение которой увеличивается на единицу каждый раз, когда найден нужный элемент.
program n_6;
var k, i: integer;
a:array[1…10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
k:=0;
for i:=1 to 10 do
if a[i]>50 then k:=k+1;
write(‘k=’, k)
end.

10 слайд — сумма значений элементов, удовлетворяющих условию;
Если требуется определить сумму значений элементов, то вводят переменную, к значению которой прибавляют значение найденного элемента массива.
program n_7;
var s, i: integer;
a:array[1…10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do a[i]:=random(60);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
s:=0;
for i:=1 to 10 do
if a[i]>10 and (a[i]<30 then s:=s+a[i];
write(‘s=’, s)
end.

11 слайд — самое главное.
Массив — это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элементов в массиве. В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как последовательности и таблицы.
Перед использованием в программе массив должен быть описан. Общий вид описания одномерного массива:
var <имя_массива>: array [<мин_знач_индекса> …
<макс_знач_индекса>] of тип_элементов;
Заполнять массив можно либо вводя значение каждого элемента с клавиатуры, либо присваивая элементам некоторые значения. При заполнении массива и его выводе на экран используется цикл с параметром.
Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на таких типовых задачах, как:
— суммирование элементов массива;
— поиск элемента с заданными свойствами.

Вопросы и задания
12 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 5, 7, 8, 9 к параграфу 4.7.
№ 203 (б), 204, 205 в РТ.

4. Практическая часть (20 минут)
Выполнить, рассмотренные на уроке задачи № 9 из учебника и № 204, 205 из рабочей тетради на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (https://pascalabc.net/).

Все задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
13 слайд — опорный конспект;
14 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.7 (5), вопросы № 5, 7, 8, 9 к параграфу;
РТ: № 203(б), 204, 205.

Скачать (419 КБ, rar): Конспект урока Последовательный поиск в массиве 9 класс

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Последовательный поиск в массиве».

Опубликовано: 28.02.2017 Обновлено: 15.03.2020
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + восемнадцать =