Конспект урока Сортировка массива 9 класс

Конспект урока Сортировка массива (9 класс, урок 47, учебник Босова Л.Л.). На уроке рассматриваются примеры, а также учащиеся получают опыт решения типовых задач по сортировке массивов на языке программирования Паскаль.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего (наименьшего) элементов массива и др.);
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) познакомиться с сущностью процесса сортировки массива;
2) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— массив;
— описание массива;
— заполнение массива;
— вывод массива;
— обработка массива;
— последовательный поиск;
— сортировка.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Сортировка массива».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (5, 7, 8, 9) к §4.7;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 203(б), 204, 205;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (10 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Сортировка массива».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— массив
— описание массива таблица
— заполнение массива
— вывод массива
— обработка массива
— последовательный поиск
— сортировка

3 слайд — сортировка массива;
Под сортировкой (упорядочением) массива понимают перераспределение значений его элементов в некотором определённом порядке.
Порядок, при котором в массиве первый элемент имеет самое маленькое значение, а значение каждого следующего элемента не меньше значения предыдущего элемента, называют возрастающим.
Порядок, при котором в массиве первый элемент имеет самое большое значение, а значение каждого следующего элемента не больше значения предыдущего элемента, называют убывающим.
Цель сортировки — облегчить последующий поиск элементов: искать нужный элемент в упорядоченном массиве легче.
Вы уже встречались с сортировкой при работе с базами данных.
Сейчас мы рассмотрим один из возможных вариантов реализации механизма этой операции — сортировку выбором.
С другими способами сортировки вы познакомитесь на уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах.
Сортировка выбором (например, по убыванию) осуществляется следующим образом:
1) в массиве выбирается максимальный элемент;
2) максимальный и первый элементы меняются местами (первый элемент считается отсортированным);
3) в неотсортированной части массива снова выбирается максимальный элемент; он меняется местами с первым неотсортированным элементом массива;
4) действия, описанные в п. 3, повторяются с неотсортированными элементами массива до тех пор, пока не останется один неотсортированный элемент (его значение будет минимальным).

4 слайд — сортировка массива (таблица);
Рассмотрим процесс сортировки выбором на примере массива а={0, 1, 9, 2, 4, 3, 6, 5}.
В этом массиве из восьми элементов операцию выбора максимального элемента мы проводили 7 раз. В массиве из n элементов такая операция будет проводиться n-1 раз.
Объясните почему.

5 слайд — сортировка массива;
Приведём фрагмент программы, реализующий описанный алгоритм:
program n_8;
var n, i, j, x, imax: integer;
a:array[1…10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do read (a[i]);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
for i:=1 to 9 do
begin
imax:=i;
for j:=i+1 to 10 do if a[j]>a[imax] then imax:=j;
x:=a[i];
a[i]:=a[imax];
a[imax]:=x
end;
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
end;

6 слайд — самое главное.
Массив — это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элементов в массиве. В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как последовательности и таблицы.
Перед использованием в программе массив должен быть описан. Общий вид описания одномерного массива:
var <имя_массива>: array [<мин_знач_индекса> …
<макс_знач_индекса>] of тип_элементов;
Заполнять массив можно либо вводя значение каждого элемента с клавиатуры, либо присваивая элементам некоторые значения. При заполнении массива и его выводе на экран используется цикл с параметром.
Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на таких типовых задачах, как:
— суммирование элементов массива;
— поиск элемента с заданными свойствами;
— сортировка массива.

Вопросы и задания
7 слайд – вопросы и задания;
Вопрос 10 к параграфу 4.7.
№ 206, 207, 208 в РТ.

4. Проверочная работа (15 минут)
Проверочная работа по теме «Одномерные массивы целых чисел»

5. Практическая часть (12 минут)
Выполнить, рассмотренные на уроке задачи № 10 из учебника и № 208 из рабочей тетради на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (https://pascalabc.net/).

Все задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

6. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
8 слайд — опорный конспект;
9 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.7 (6), вопрос № 10 к параграфу;
РТ: № 206, 207, 208.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Сортировка массива».

Скачать (891 КБ, rar): Конспект урока Сортировка массива 9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =