Конспект урока База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных (9 класс 1 часть, урок 18, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит рассмотрение основных способов организации информации в базах данных.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных;
— метапредметные – представление о сферах применения информационных систем и баз данных;
— личностные – понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.
Решаемые учебные задачи:
1) формирование представлений о сущности и разнообразии информационных систем;
2) введение понятия «база данных»; рассмотрение основных способов организации информации в базах данных;
3) знакомство со структурой таблицы реляционной базы данных; рассмотрение характеристик поля базы данных.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— информационная система;
— база данных;
— иерархическая база данных;
— сетевая база данных;
— реляционная база данных;
— запись;
— поле;
— ключ.
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
— презентация «База данных как модель предметной области»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных».
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (6 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-4) к §2.4;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 93-95;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
4) проверка выполнения дополнительного задания в РТ № 90-92 (если есть ученики, выполнившие эти задания);
3. Изучение нового материала (25 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «База данных как модель предметной области».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— информационная система
— база данных
— иерархическая база данных
— сетевая база данных
— реляционная база данных
— запись
— поле
— ключ
3 слайд — информационные системы;
Современный человек в своей практической деятельности всё чаще и чаще использует различные информационные системы, обеспечивающие хранение, поиск и выдачу информации по его запросам.
Примерами информационных систем являются:
— справочная адресная служба большого города;
— транспортная информационная система, обеспечивающая не только возможность получения справочной информации о расписании поездов и самолётов, но и покупку железнодорожных и авиабилетов;
— информационно-поисковая система, содержащая информацию правового характера.
4 слайд — базы данных;
База данных (БД) — совокупность данных, организованных по определённым правилам, отражающая состояние объектов и их отношений в некоторой предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и для постоянного применения.
Базу данных можно рассматривать как информационную модель предметной области.
Основными способами организации данных в базах данных являются иерархический, сетевой и реляционный.
В иерархической базе данных существует упорядоченность объектов по уровням. Между объектами существуют связи: каждый объект может быть связан с объектами более низкого уровня. Говорят, что такие объекты находятся в отношении предка к потомку. Иерархический способ организации данных реализован в системе папок операционной системы Windows. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол. Папки второго уровня Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение являются её потомками. Папка Мой компьютер является предком для папок Диск А, Диск С и т. д. Поиск какого-либо объекта в такой базе данных может оказаться довольно трудоёмким из-за необходимости последовательно проходить несколько предшествующих иерархических уровней.
В сетевой базе данных не накладывается никаких ограничений на связи между объектами: в ней могут быть объекты, имеющие более одного предка. Сетевой способ организации данных реализован во Всемирной паутине глобальной компьютерной сети Интернет.
Наибольшее распространение получили реляционные базы данных.
5 слайд — реляционные базы данных (структура таблицы реляционной БД);
В реляционной базе данных (РБД) используется реляционная модель данных, основанная на представлении данных в виде таблиц.
Строка таблицы РБД называется записью, столбец — полем.
6 слайд — записи и поля РБД;
Запись содержит всю информацию об одном объекте, описываемом в базе данных.
Поле — это одна из характеристик объекта.
7 слайд — свойства полей РБД;
Поле базы данных имеет имя, тип и длину.
Тип поля определяется типом данных, которые поле содержит.
Основные типы полей:
— числовой — для полей, содержащих числовую информацию;
— текстовый — для полей, содержащих всевозможные последовательности символов;
— логический — для полей, которые могут принимать всего два значения: ДА (ИСТИНА, TRUE, 1) и НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0);
— дата — для полей, содержащих календарные даты (в нашей стране принято писать день, а потом месяц и год).
Длина поля — это максимальное количество символов, которые могут содержаться в поле.
8 слайд — структура таблицы РБД;
Для записи структуры таблицы можно применять следующую форму:
ИМЯ_ТАБЛИЦЫ (ИМЯ ПОЛЯ 1, ИМЯ ПОЛЯ 2, …).
Поле или совокупность полей, значения которых в записях не повторяются (являются уникальными), называют ключом таблицы базы данных.
9 слайд — самое главное.
— База данных (БД) — совокупность данных, организованных по определённым правилам. База данных отражает состояние объектов и их отношений в некоторой предметной области.
— Базу данных — информационная модель предметной области.
— Основными способами организации данных в базах данных являются иерархический, сетевой и реляционный.
— Реляционная база данных основана на представлении данных в виде таблиц.
— Запись — строка таблицы.
— Поле — столбец таблицы.
— Ключ таблицы — поле или совокупность полей, значения которых в разных записях не повторяются.
Вопросы и задания
10 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-10 к параграфу 2.5
Работа во фронтальном режиме с интерактивным задачником, раздел «Реляционные структуры данных», режим «Тренировка».
4. Практическая часть (10 минут)
В практической части урока ученики работают с интерактивным задачником, раздел «Реляционные структуры данных», режим «Зачет».
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
11 слайд — опорный конспект;
12 слайд — Д/з.
Домашнее задание.
§2.5, вопросы № 1–7 к параграфу;
РТ: № 96-98.
Весь материал к уроку находится в архиве.
Скачать (1.23 МБ, rar): Конспект урока База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных 9 класс
Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «База данных как модель предметной области»,
— интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных».